21.03.2014 00:03
Культура

В продажу поступил сборник рассказов Павла Крусанова "Царь головы"

Павел Крусанов "Царь головы", АСТ, "Редакция Елены Шубиной", Москва, 2014
Текст:  Анастасия Скорондаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №65 (6337)
Рассказы из сборника Павла Крусанова "Царь головы" - это сплошь городские мифы, балансирующие на грани невероятного и реального. Может быть, это "петербургские повести" нашего времени? Ведь даже Нос гоголевского майора Ковалева и сейчас можно встретить на питерских улочках...
Читать на сайте RG.RU

Всем, кажется, рассказы хороши: сюжеты неожиданны, язык изысканно точен. Фразы хочется смаковать, перебирая их, как жемчужные нитки, или выписывая себе в блокнот. Герои современной прозы разговаривают чаще суконным полуязыком, как в очереди в магазин или на лавке перед подъездом. Тут же автор, вот спасибо ему, обнаруживает в их языке внезапную сочность.

Некоторые рассказы из этой книги уже публиковались в сборниках "Русские дети" и "Русские женщины" ("Как исчезают люди" и "Это не сыр").

Рукопись Крусанова еще до выхода в свет попала в "длинный список" премии "Национальный бестселлер". Наверняка и другие литературные конкурсы эту работу тоже заметят.

Павел Крусанов - писатель питерский. В 80-е годы он был участником группы "Абзац", членом знаменитого Ленинградского рок-клуба. Но известность ему принесла вовсе не музыкальная деятельность. В 2000 году вышел его роман "Укус ангела", который и критикой был принят хорошо, и премиями одарен. Критики ломали головы над определением жанра этого произведения, над его идейными и художественными достоинствами. В конце концов сошлись на том, что "Крусанов написал мощнейший роман XXI века".

Сборник "Царь головы" разбит на две части. В первой - "О необычайном" - происходит что-то загадочное. У героя рассказа "Собака кусает дождь" Пал Палыча все в жизни и в хозяйстве ладится, на душе и в мыслях порядок и спокойствие. А все потому, что он словил и спрятал в какую-то банку всю домашнюю нечисть. Теперь она ему и жить не мешает, и в уши ничего не шепчет. Каждому бы так - но надо ж еще увидеть, выискать вокруг себя эту силу нечистую!

Или вот рассказ "По телам". Ну кто, скажите, не мечтал хоть раз, хоть ненадолго оказаться в шкуре какого-нибудь "счастливчика", будь он зверь или человек? Беззаботно резвиться, скажем, собачкой целый день на бескрайних полях. Один таможенник мечту свою осуществил - да только заигрался, ой как заигрался...

А у другого успешного героя в кармане спрятан мешок света, помогающий таланту и истребляющий грехи... В общем, первая часть книги - сплошь мистика и тонкий юмор.

Вторая половина грустней и философичней. Подзабытое словечко из словаря Даля - "Узорник" - объединяет блок из нескольких рассказов. Автор, как и один из его героев, собирает фрагменты жизни других людей и создает из них картину. Ничего волшебного в этих героях нет, но жизнь их пестрит разными красками, иногда трагических оттенков.

Одному персонажу призовут царя в голову - и увидит он то, что другими невидимо. Дело кончится так: "Благодаря моему вольнолюбивому другу, мне известно, как выглядит кошачий рай - он полон ромашек, блудливых кошек, дразнящих трясогузок, глупых бабочек и жаркой пыли на своих дорогах. Там есть услужливый хозяин, хлопочущий о блюдце с молоком и свежей, шлепающей хвостом уклейке... Я видел рай Аякса. Он в моем вкусе".

Ну и что с того, жить-то с этим царем как? Многие знания - многие печали. "Без царя в голове" - говорят про людей беспечных, недальновидных. Читаешь Курсанова и думаешь: отчего все же выходит, что жить всегда и проще, и легче - без царя-то в голове?

Литература