Ассоциация российских банков одобрила эту разработанную и апробированную в республике схему работы с просроченными долгами физлиц.
Возврат потребкредитов волнует банки все больше. Люди охотно берут в долг у финансовых структур, а вот с возвратом средств ситуация складывается негативная. По итогам 2013 года объем кредитов, просроченных свыше 90 дней, увеличился по сравнению с предыдущим годом в полтора раза. Чтобы выбраться из этого круга проблем, в Башкирии на базе одной из финансовых структур начал работать специальный межбанковский контакт-центр, призванный решить весь круг вопросов, возникающих при появлении долгов.
Алгоритм действий прост: в случае непредвиденных трудностей клиент может позвонить в контакт-центр, который подготовит соответствующее заявление в банк с просьбой о реструктуризации обязательств. И затем уже финансовое учреждение и заемщик совместными усилиями начинают поиск взаимоприемлемых вариантов по погашению задолженности. Кстати, в основном контакт-центр будет работать на основе полученной от банков информации о заемщиках, с которыми возможно заключение соглашения о реструктуризации долга. Здесь используются и такие меры, как продление сроков выплат, и корректировка процентной ставки. И даже помощь в трудоустройстве, если проблемы возникли из-за потери прежнего места работы.
"У нас уже более десяти лет существует координационный комитет, разрабатывающий стандарты для банковской отрасли, - говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков. - Механизм, разработанный в Башкирии, касается самой, наверное, актуальной темы - возврата проблемных кредитов. Ведь когда мы перекладываем вопрос на плечи заемщика, это только усугубляет ситуацию. Новый стандарт был одобрен на заседании совета АБР в конце прошлого года, а недавно мы получили принципиальное "добро" со стороны аппарата Центрального банка России".
По оценкам специалистов, во многом ситуацию провоцирует и нарастающая популярность кредитных карт, и в случае возникновения проблем найти оптимальное решение, устраивающее сразу все стороны, гораздо сподручнее именно таким центрам. "Пока идея контакт-центра не получила широкого распространения, - признает Милюков. - Все-таки предлагаемые нами стандарты не являются обязательными для применения и носят прежде всего рекомендательный характер".
Новая форма сотрудничества получила в республике название "Окно компромиссов". Первый опыт показал, что четверо из пяти заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, готовы идти на реструктуризацию. "Такой подход не только помогает решать финансовые вопросы, но и демонстрирует социальную ответственность бизнес-структур", - уверен сенатор Совета Федерации от Башкирии Рафаил Зинуров. А в ближайшее время в республике стартует пилотный проект по применению положений стандарта при реструктуризации задолженности физических лиц. Осенью АРБ рассчитывает направить предложение ЦБ о включении стандарта реструктуризации в зону обязательных проверок. Одновременно возможно создание единой общероссийской базы данных о реструктуризируемых активах на базе бюро кредитных историй.