- Управы на них сейчас нет никакой! - говорит заместитель начальника полиции управления МВД РФ по Астраханской области Олег Свиткин. - Что может полицейский в таком случае? Максимум - провести беседу...
Сейчас согласно закону можно привлечь человека к ответственности за вовлечение в антиобщественную деятельность несовершеннолетних. А вот за вовлечение в бродяжничество и попрошайничество взрослых, да и за само такое занятие - увы, нет.
Полицейские предложили пути решения этой проблемы на заседании комитета законности и правопорядка. Инициатива нашла живой отклик у депутатов областной думы, которые ее всецело поддержали.
У каждого попрошайки своя легенда. Чем душещипательнее история, тем выше доход. Особенно народ "ведется" на россказни о больных детях, а если еще на руках у женщины и правда спит (кстати, почему-то постоянно) чумазый малыш и стоит табличка о сборе средств на лечение, - вариант просто беспроигрышный. Такие "мамаши" давят на жалость, часто рассказывая, что нужна дорогостоящая операция за границей, а денег на нее нет.
В прошлом году в Астраханской области было возбуждено два уголовных дела против матерей, которые в попрошайничество вовлекли своих детей, одну из них уже осудили на год условно. Восьмилетняя девочка, которую "на работу" снаряжала 30-летняя родительница, побиралась у церкви. Другая малышка промышляла у торгового центра. Обе матери нигде не работали и вели асоциальный образ жизни... В беседах маленькие попрошайки признаются: на "работу" их отправляют взрослые. Это уже попадает под статью, однако с большим трудом поддается доказательствам: родители сами должны признаться, что заставляют детей просить милостыню...
- Особую общественную опасность представляют попрошайки на дорогах, - констатируют инспекторы астраханской ГИБДД. - Они выбирают наиболее оживленные трассы, ловко лавируют между потоками проходящих машин на инвалидных колясках или на костылях. Порой они являются провокаторами аварий, а случается, и их жертвами.
Однако далеко не все такие "инвалиды" и правда являются людьми с ограниченными физическими возможностями. Мало кто выходит на паперть от безысходности. Зачастую это хорошо отлаженный бизнес, имеющий свою "крышу".
По окончании рабочего дня ноги у некоторых чудесным образом вырастают, проходят хромота, глухота и даже слепота, "выздоравливают" дети. Не говоря уже о цыганах.
- Мы не хотим устроить борьбу с действительно нуждающимися людьми, которые идут на паперть от безысходности. Просто желаем оградить граждан от личностей, наживающихся за счет прохожих. Именно для них необходимо введение административной и уголовной ответственности! - говорит замначальника полиции УМВД по Астраханской области Олег Свиткин.
Валерий Козуров, заместитель директора центра социальной адаптации Астраханской области:
- Из наших клиентов никто не занимается попрошайничеством. По всей видимости, люди, обращающиеся за милостыней к прохожим, имеют собственное жилье. И попрошайничество для них - работа. Считаю, что введение нового закона было бы своевременным.
Иван Печищев, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета:
- Мне кажется, запретами это не искоренишь, ведь в некотором роде попрошайничество - древнейшая профессия. Всегда будут неимущие, и всегда будут искатели легких денег, не желающие работать. Кроме того, в православной культуре подаяние нищим - большое благо, и до сих пор вокруг церквей мы видим множество людей с протянутой рукой. Разом лишить всех прихожан возможности сделать благое дело? Думаю, нужно действовать иначе. Возможно, стоит определять места, где просить милостыню запрещено.
Анна Русакова, жительница Астрахани:
- Они просят открыто, и ваше право - подать милостыню или нет. А если ввести наказание за попрошайничество, то они пойдут воровать и грабить.
Николай Огородников, заведующий отделом профилактики и взаимодействия с правоохранительными органами администрации Кирова:
- Такой закон действительно нужен, и он мог бы помочь в решении этой проблемы. Но прежде всего необходимо тщательно изучить проблему с привлечением всех отраслевых структур - образования, органов соцзащиты, комиссий по делам несовершеннолетних. Эта проблема комплексная и, следовательно, требует соответствующего подхода.