27.03.2014 00:40
Экономика

Ретельски: Из-за отмены конвенции МДП пострадали российские импортеры

Текст:  Леонид Григорьев
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №0 (6341)
Введение Федеральной таможенной службой в одностороннем порядке в дополнение к документу международного образца (книжка МДП), облегчающего выполнение межгосударственных грузоперевозок автомобильным транспортом через территории транзитных государств, требований в виде национальных гарантий, нанесло российским участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с августа прошлого года только прямых убытков на сумму порядка 10 млрд евро.
Читать на сайте RG.RU

Об этом заявил "РГ" руководитель департамента МДП Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Марек Ретельски. О том, как сегодня складывается ситуация во взаимоотношениях между IRU и российскими органами власти, курирующими ВЭД, и какой результат от этого взаимодействия могут ждать участники ВЭД в обозримом будущем, он рассказал в интервью нашей газете.

Как сегодня обстоит ситуация с документами МДП? Удается ли найти общий язык с российской таможней - инициатором изменения правил международных автоперевозок через территорию РФ?

Книжки МДП при транзите товаров снова легитимны

Ретельски: Ситуация остается весьма сложной. Сейчас представляется возможность использовать процедуру МДП только для перевозок импортируемых товаров всего на трех погранпереходах на российско-финской границе. Это означает, что сегодня процедура МДП не может применяться на 95% автомобильных пунктах пропуска. Это связано с тем, что, начиная с июля прошлого года, ФТС России был принят ряд решений, которые в итоге были признаны как международным транспортным сообществом, так и российскими компетентными судами по экономическим вопросам несоответствующими не только международным соглашениям, ратифицированным Россией, но и непосредственно российскому законодательству.

Последнее решение Высшего арбитражного суда РФ 26 февраля подтвердило, что меры, предпринятые российской таможней, являются незаконными и должны быть отменены. К сожалению, до сих пор нет никакого подтверждения со стороны российских таможенных органов о том, что эти меры будут сняты. И этот факт вызывает большое разочарование, поскольку решение ФТС России по факту до сих пор не заблокировано ни однозначным решением судов, вплоть до высшей инстанции, ни совершенно прозрачными решениями правительства РФ. То есть ФТС им не последовало. Это вынудило нас выступить с обращениями к Владимиру Путину. В них мы просим президента России обратить внимание на сложившуюся ситуацию и принять решение о применении конвенции МДП в полном объеме, поскольку нам необходимо получить окончательное подтверждение от правительства РФ в течение следующих нескольких недель.

Если меры, предпринимаемые IRU на внутрироссийском уровне, не принесут результата, будете ли вы продолжать поиск решения проблемы уже на международном уровне? Будут ли обращения в международные инстанции?

Ретельски: Мы уже предприняли ряд таких действий и вступили в контакт с Европейской экономической комиссией ООН, которая также обращалась в ФТС России с просьбой отменить решения относительно процедур МДП. Кроме того, направлены обращения в адрес российского правительства от государственных органов различных стран, например Германии и Турции, где содержались аналогичные просьбы. Мы понимаем, что российское правительство с уважением относится к международным договорам, к международным структурам, но сегодня мы считаем приоритетным обсуждение вопроса с национальными государственными структурами и российским бизнес-сообществом, поскольку именно российские импортеры и потребители оказываются наиболее пострадавшими из-за отмены конвенции МДП на территории вашей страны.

На чем основывается ваша аргументация относительно необходимости отмены решения ФТС России по книжкам МДП?

Ретельски: Наши аргументы базируются на том, что нарушены ключевые основы процедур МДП, которые поддерживаются соответствующими решениями ООН. Согласно которым одно из основных преимуществ участников ВЭД является финансовая гарантия, которая предоставляется книжкой МДП. В нынешней ситуации, когда эта гарантия не осуществляется на 95% таможенной территории России, возникает ситуация, когда перевозчики вынуждены покупать дополнительную, замещающую гарантию.

Что касается других аргументов, то они уже были упомянуты в решениях российских арбитражных судов, где говорится о нарушениях ФТС России положений национального законодательства РФ. Я не очень сильный знаток российского права, но считаю, что в российских судах работают достаточно компетентные специалисты по правовому сопровождению ВЭД, чтобы не доверять их мнению.

Велики ли потери международных автомобильных перевозчиков в результате решений ФТС России по конвенции МДП? Ведет ли IRU какой-либо мониторинг подобных данных?

Продажа книжек МДП в России упала на 20 процентов

Ретельски: Если этот вопрос обсуждать с любым участником ВЭД как из России, так и из ЕС, то вы услышите, что результатом решения ФТС России для них стали большие убытки. Согласно различным оценкам, общие потери российских участников ВЭД в связи с отменой применения процедур МДП могут составить порядка 10 млрд евро в год. Эта цифра формируется из более высокой цены других видов финансовых гарантий. Но есть еще и косвенные риски - уменьшение безопасности бизнеса участников ВЭД. И здесь пока сложно говорить о конкретных суммах убытков, но они наверняка будут сопоставимы.

Назову два серьезных источника этих проблем. Во-первых, пользователь системы МДП получает возможность заблаговременно отправлять данные о перевозке, которую он будет совершать, в таможенные органы в электронном виде. Другие элементы безопасности включают в себя специальные процедуры допуска как для перевозчиков, которые могут использовать систему МДП, так и для транспортных средств. Эти элементы в национальной российской системе транзита отсутствуют, что существенно повышает риски для участников ВЭД, и, соответственно их издержки и финансовые потери. Это риск потери международного права, как гаранта исключения нарушений и злоупотреблений при осуществлении транзита. Кроме того, повышается и риск появления недобросовестных, случайных участников ВЭД.

Какой прогноз на развитие ситуации вы можете дать?

Ретельски: Сложно давать прогнозы, поскольку ситуация за последние 8 месяцев нередко развивалась по совершенно непредсказуемым сценариям. Но мы готовы вести с компетентными российскими органами диалог, который поможет найти взаимовыгодное решение. Россия нужна для системы МДП, и МДП нужна для России. Мы надеемся на скорейшее положительное решение, и открыты для диалога.

Транспорт