Поселок мешает дремучему лесу?..
Все дело в том, что Минприроды РФ предложило преобразовать шесть заповедников страны в национальные парки, в перечне этих "счастливчиков" оказался и "Керженский". Он попал в список, потому что на его территории живут люди - "ведется рекреационная деятельность", если выражаться чиновничьим языком. А она запрещена в государственном заповеднике, но разрешена в национальном парке.
Заповедник "Керженский" появился на территории Борского района в 1993 году. Несколько лет жители поселка Рустай, оказавшегося вдруг в заповедном лесу, перестраивали традиционный уклад жизни с учетом новых требований - ведь они привыкли к тайге: рыбачить, охотиться, собирать грибы и ягоды в ней. Естественно, рустайцы были недовольны введенными ограничениями. Сначала поселок включили в состав заповедника, и сельчанам разрешалось вести здесь привычную деятельность, затем Рустай вывели за границы охраняемой территории. Но жителям оставили право собирать грибы, ягоды, косить сено и пасти скот в заповеднике. Правда, для этого им выделили определенную зону - рекреационную.
По мнению чиновников Минприроды РФ, которое изложено в законопроекте, это "не соответствует требованиям законодательства об особо охраняемых природных территориях применительно к режиму заповедников. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать преобразование заповедника в национальный парк".
...Пусть ему мешают и туристы!
Все бы ничего, но с изменением статуса заповедника собирать грибы, ягоды и свободно ходить по национальному парку сможет любой желающий, что приведет к разорению биосферного резервата. К тому же за вход в парк предусматривается плата. Что же делать тогда жителям поселка Рустай, для многих из которых сбор ягод жизненно важен, поскольку у них нет другого заработка.
По словам руководителя экологического центра Асхата Каюмова, ликвидация заповедника не принесет региону ничего хорошего. В первую очередь будет потеряна наблюдательная точка.
- Ученые 20 лет активно изучали состояние экосистемы, живущей без вмешательства человека, это позволяло исправлять ошибки и в других лесах. Четыре года мы изучали, как идет естественный процесс восстановления лесов после пожаров. И эта работа пойдет насмарку: все эти годы мы тратили на исследования бюджетные деньги, чтобы после попросту их закопать!? Национальный парк - это место, которое в первую очередь интересно с точки зрения экологического и культурного туризма. В Керженском заповеднике нет интересных мест для туристов. Они попросту не будут посещать природный парк. Можно, конечно, потратить еще энную сумму денег на то, чтобы чем-то привлечь туристов. Но зачем? При ликвидации заповедника нам придется снимать его с учета в ЮНЕСКО как биосферный резерват. А этим Нижегородская область гордится, это будет удар по нашему престижу!
Галочка потянет за собой галок
Экологи уверены, что правовой нюанс, который беспокоит московских чиновников, можно решить иначе.
- Все это делается ради того, чтобы просто поставить бюрократическую закорючку и решить вопрос с рекреационной деятельностью на территории заповедника, - продолжает Каюмов. - То есть убийством заповедника мы формально разрешим жителям поселка собирать ягоды и грибы, при этом взимая с них за это плату. Но можно найти иной выход: в международном законодательстве на территориях заповедников - биосферных резерватов разрешено выделять зоны для рекреации. Почему бы не прописать это и в федеральном законе, а не уничтожать заповедник? Нам за это биосферные резерваты только спасибо скажут!
Сторонники сохранения статус-кво "Керженского" уверены, что здравый смысл возьмет верх и заповедник удастся отстоять, не превращая его в национальный парк. В противном случае вместо краснокнижных белых куропаток, которых удалось вернуть в безлюдные угодья, сюда вслед за туристами прилетят вороны да галки.
Михаил Языков, исполнительный директор заповедника "Керженский":
- Мне уже звонят обеспокоенные жители поселка Рустай. Пока говорить о смене статуса рано. Сейчас проходят совещания и согласования с правительством области. Мы не видим ни одного плюса в такой "рокировке". У нашего заповедника есть биосферный полигон, где проводятся исследования. При переводе в нацпарк мы его потерям. С точки зрения туриста здесь смотреть нечего: у нас нет интересных объектов исторического и культурного наследия, только лес да болота.
Николай Небов, министр экологии и природопользования Нижегородской области:
- Придание заповеднику статуса национального парка ослабит охранную деятельность на его территории, к тому же это преобразование неоправданно. Обычно статус национального парка подразумевает масштабную рекреационную деятельность или перспективы развития туризма, что не соответствует статусу заповедника. Ничего подобного в "Керженском" нет. Он создавался с принципиально иными целями: обеспечить сохранение природного комплекса.
Виктор Лунин, председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области:
- Оставить "Керженский" заповедником и не превращать его в национальный парк надо по двум причинам. Первая - мы хотим статус национального парка придать Пустынским озерам. И неправильно, если у нас будет два национальных парка. Вторая - на федеральном уровне нужно проработать вопрос, чтобы не возникало трений между населением и сотрудниками заповедника. Необходимо разработать положения, способные смягчить эту ситуацию. Будем бороться, доказывать, что так лучше удастся сохранить нашу природу в первозданном виде, какой она была тысячу лет назад.