27.03.2014 13:27
Экономика

К Новосибирской агломерации найдут архитектурный подход

Создание агломераций отработают на пилотных проектах
Текст:  Юрий Прокопьев (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6341)
Министерство регионального развития РФ начинает отбор пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в России. Прием заявок продлится до 1 мая 2014 года.
Читать на сайте RG.RU

Между тем, как сообщил на прошедшей в Новосибирске первой всероссийской конференции по развитию агломераций заместитель главы минрегиона РФ Валерий Гаевский, таких проектов в стране довольно много, и только ключевыми считается порядка двадцати. По словам замминистра, все они "очень капиталоемкие", поэтому задача - выделить и поддержать на федеральном уровне наиболее перспективные. В их числе Гаевский выделил Новосибирскую агломерацию.

- В условиях нынешней весьма неустойчивой глобальной экономики мы активно ищем новые пространства и формы развития экономики отечественной, - подчеркнул Валерий Гаевский. - Агломерации - одна из таких форм, а Новосибирская область - одна из наиболее продвинутых территорий.

В Новосибирске прошло первое обсуждение агломерации

Согласно концепции, Новосибирская агломерация объединит территории двенадцати муниципальных образований региона общей площадью свыше двадцати тысяч квадратных километров, где проживает около 1,9 миллиона человек (более двух третей населения Новосибирской области и почти десять процентов населения СФО). Проект курирует "особый" вице-губернатор - до недавнего времени специально созданную в январе этого года должность занимал бывший мэр Новосибирска Владимир Городецкий, ныне временно исполняющий обязанности главы региона.

По словам Городецкого, первый этап работы по созданию агломерации завершен - утверждена схема ее территориального планирования. На втором этапе нужно "наполнить пространственный каркас новыми реальными точками роста экономики".

Для этого необходимо решить ряд проблем, в частности, законодательных. Сегодня в России агломерация находится вне нормативной базы государственного и муниципального управления. Границы агломераций не совпадают с административно-территориальным делением, а в сфере межбюджетных отношений такого понятия вообще не существует. Тем временем многие задачи требуют решения в рамках складывающихся экономически, а не административно, территориальных объединений.

Так, например, развитие новосибирского Академгородка затрудняет проблема земельной собственности - для строительства инфраструктурных и жилых объектов необходимо переводить участки из федерального владения в муниципальное. Директор новосибирского Академпарка Дмитрий Верховод привел другой пример: сотрудники научных институтов и инновационных компаний испытывают неудобства из-за того, что живут в одном муниципальном образовании, а работают в другом. Так, молодые ученые, проживающие в специально построенных для них малоэтажных домах в поселке Ложок, согласно закону, могут водить своих детей только в местные детские сады. "Самым предпочтительным вариантом для нас является выстраивание межмуниципальных отношений в рамках агломерации", - подчеркнул Верховод.

Другая проблема - транс-портная, неизбежно возникающая при интеграции территорий. По мнению Сергея Заусаева (главного градостроителя СибНИИ градостроительства, одного из разработчиков концепции Новосибирской агломерации), решать ее нужно за счет строительства скоростных магистралей, которые позволят перемещаться из одной отдаленной части города в другую, минуя центр и снимая угрозу транспортного коллапса при растущих нагрузках. Наряду с этим, по словам министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Дениса Вершинина, в обход областного центра будут сформированы глобальные маршруты, сочетающие использование автомобильного и железнодорожного (в том числе высокоскоростного) транспорта. Тщательная проработка и увязка между собой этих проектов позволит, с одной стороны, обеспечить решение транспорт-ных задач внутри агломерации, с другой - развить межрегиональные и международные грузопотоки.

Еще один фактор - градостроительная политика. Полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский убежден, что при развитии агломераций муниципалитеты должны следовать новым архитектурным и градостроительным подходам. "Мы понимаем, как решать социальные вопросы, но не понимаем, как строить", - подчеркнул полпред. Он пояснил, что сегодня города России развиваются за счет строительства новых микрорайонов на окраинах, при этом на уже освоенных территориях пространство используется неэффективно. Плюс к этому назрела необходимость выноса из жилых зон хаотично размещенных индустриальных объектов в специальные промышленные парки.

Эксперты отмечают, что при создании агломераций определяющее значение имеет объективная готовность территорий к таким проектам. Их нельзя инициировать "сверху".

- Искусственное создание агломераций невозможно, - отметил Виктор Толоконский. - Они самостоятельно формируются на территориях с развивающимися экономическими, транспортными и другими видами связей.

Экономика Новосибирск Сибирь