Как заявил на встрече с Общественным советом по подготовке к Играм глава государства, город полностью преобразился. Олимпиаду использовали как повод, чтобы выделить ресурсы для развития Большого Сочи и всего побережья, и уже появилось много плюсов. Улучшенная инфраструктура будет служить людям не одно столетие. Президент также передал и слова представителей МОК: в других странах подобны условия создавались более 100 лет, России же это удалось всего за семь лет.
Помимо суперсовременных спортивных арен и горнолыжных трасс курорт получил 360 километров отличных автомобильных и более 200 километров железнодорожных дорог, очистные сооружения общей мощностью 255 тысяч кубометров в сутки, новые надежные системы электроэнергии и водоснабжения, расширенный порт для больших круизных лайнеров, а также решил проблему бытовых отходов. Создали здесь и одну из самых лучших в мире безбарьерных систем.
Ведут к Олимпу
Подготовка к главному спортивному празднику планеты дала возможность создать из Сочи практически новый город.
- Пожалуй, не осталось ни одной отрасли, которой бы не коснулась модернизация, - говорит мэр Анатолий Пахомов. - Благодаря масштабной стройке удалось выстроить новую транспортную логистику в городе, который просто задыхался от пробок. К тому же наш муниципалитет теперь один из самых экологически чистых в стране: на практике применили принцип "ноль отходов", построили очистные сооружения. Нет и постоянных перебоев со светом, которые так беспокоили жителей. Теперь мы живем в совершенно другом - улучшенном Сочи.
По дороге из центра в Красную Поляну можно оценить грандиозные масштабы дорожного строительства - проложены новые дороги, построены избавляющие от пробок развязки, созданы километры железнодорожного полотна. На некоторых участках пришлось прорубить тоннели в горной породе, на других - соорудить мосты через сочинские реки.
По новеньким трассам уже ездят довольные сочинцы, на радость жителям и гостям города пустили и высокоскоростные электрички, которые буквально за полчаса доставят вас из Адлера в Красную Поляну.
Чтобы пассажирам было удобно, отремонтировали уже существующий вокзал в Сочи и открыли построенный к Играм железнодорожный вокзал в Адлере. Этот гигант из стекла, бетона и стали обладает небывалой для города пропускной способностью - до 15 тысяч человек в час.
Для тех же, кто хочет добраться из Адлера в Красную Поляну на автотранспорте, открыли новую совмещенную дорогу. Особенность её в том, что она проходит параллельно железнодорожным путям. Именно эта трасса не только стала основной пассажирской магистралью Олимпиады, но и связала транспортную инфраструктуру всего региона. Сделаны многочисленные развязки, соединяющие новую магистраль с существующей дорогой и федеральной трассой М-27. Практически вся совмещенка проходит по мостам, насыпям, эстакадам и тоннелям. Теперь все это служит сочинцам и гостям города.
Полностью открыли и Дублер Курортного проспекта с 15 тоннелями и семью развязками. Теперь можно из одного конца Сочи в другой доехать за десять минут. До строительства дублера этот путь в пиковый период занимал почти два часа.
Создали и новую морскую инфраструктуру. Помимо грузового порта в Имеретинке, который в постолимпийский период будет эксплуатироваться как морская яхтенная марина, был фактически заново отстроен большой круизный порт.
В городе проложили сотни километров инженерных сетей и линий электропередачи. Как утверждают специалисты, созданный энергетический комплекс обеспечил надежное электроснабжение спортивных объектов и домов местных жителей.
Результаты работы жители города уже ощутили: частые отключения света в их домах ушли в прошлое.
Ноль отходов
Несмотря на огромную стройку, в городе значительно улучшилась экология. Как выяснилось, по некоторым показателям в разы чище стали воздух и вода.
Результаты мониторинга окружающей среды впечатляют. По информации Минприроды России, уровень загрязняющих веществ в воздухе уменьшился в два раза по сравнению с 2007 годом (начало стройки). Как уверяют экологи, очень помогли высадки огромного количества деревьев и кустарников по всему городу и помывка улиц. Состояние же Черного моря наверняка улучшилось благодаря новым очистным сооружениям.
Системы водоснабжения и канализации полностью обновили. Теперь здесь шесть комплексов водозаборных сооружений мощностью 453 тысячи кубометров в сутки и шесть комплексов очистных сооружений мощностью 255 тысяч кубометров в сутки. Кроме того, есть у города 106 резервуаров чистой воды и 1176 километров магистральных сетей водоснабжения и водоотведения.
Причем очистка сточных вод проводится по новейшей методике - с применением ультрафиолета и системы мембранной доочистки. Сброс уже очищенной жидкости осуществляется в Черное море по шести глубоководным выпускам.
Еще одним немаловажным фактором для экологии стала и впервые реализованная в России, а именно в Сочи, система "Ноль отходов". Сейчас она проходит обкатку. Основная ее суть в том, что на курорте не хоронят отходы, а сортируют их, прессуют и вывозят за пределы муниципалитета.
Благодаря программе в Сочи не осталось свалок: закрыли мусорки в Адлерском и Лазаревском районах общим объемом около семи миллионов кубических метров отходов на площади в 28 гектаров.
Объектам нашли применение
Благодаря Играм в регионе появилась мощнейшая база для занятий зимними видами спорта олимпийского уровня. Например, останется для тренировок санно-бобслейная трасса "Санки" и комплекс для прыжков с трамплинов "Русские горки". Решается вопрос и об использовании спортсменами горнолыжных трасс курорта "Роза Хутор" и комплекса "Лаура".
Ледовый дворец "Большой", где проходили главные баталии, может стать площадкой для развития хоккея, "Айсберг" же - базой для тренировок сборной России, площадкой для крупных мероприятий.
- Мы строили не кладбище спортивных объектов, а город будущего. За годы грандиозной стройки мы фактически отстроили новый Сочи, - говорит губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. - Это настоящее богатство, и главная наша задача - не только сохранить его, но и приумножить. Надо, чтобы объекты работали круглогодично и сюда приезжали туристы. Для этого надеемся найти оптимальный баланс между окупаемостью и затратами на их содержание.
Как утверждают местные власти, еще на этапе проектирования Олимпийского парка и горнолыжного курорта учитывали их использование в постолимпийский период. К примеру, конькобежный центр станет крупнейшим на Юге России выставочным центром и будет носить название "Сочи-ЭКСПО". А Медиацентр станет мегамоллом, по типу моллов в Дубае. В керлинговом центре хотят разместить теннисную школу, в здании оргкомитета "Сочи-2014" - расположить бизнес-школу европейского уровня.
Гостиничный же комплекс "Бархатные сезоны", построенный для гостей Игр, будет перепрофилирован под жилой фонд. По качеству инфраструктуры он не будет уступать элитным европейским жилым микрорайонам.
Полноценно и дальше будут функционировать обновленные и построенные к Играм городские больницы. Например, в Красной Поляне работает одна из лучших по оснащению клиника. Здесь во время соревнований лечились лыжники и сноубордисты из разных стран, теперь же все это останется для местных жителей и гостей курорта.
Больше нет барьеров
Чтобы достойно принять тысячи гостей с ограниченными физическими возможностями, Сочи долго и кропотливо готовился. Теперь же в городе создана поистине уникальная безбарьерная среда, которая будет служить людям еще долгие годы и станет образцом для подражания.
Доступными признаны более 1400 объектов городской инфраструктуры: остановки транспорта, отели, музеи, концертные залы, парки, магазины, рестораны и кафе. Позаботились об удобстве для маломобильных людей и в автобусах: помимо достаточно низких подножек есть поручни и места для колясок.
Еще недавно незрячие или слабовидящие сочинцы, которых в городе более 600 человек, даже представить не могли, что смогут с такой легкостью передвигаться по улицам. Помимо оснащенных голосовой функцией светофоров и тактильной плитки на тротуарах здесь появились и специальные аудиогиды. Небольшие устройства, которые информируют о маршрутах движения и сообщают расписание общественного транспорта, а также на какой именно остановке находится человек. В свою очередь, в автобусах вмонтированы кнопки, предупреждающие водителя о том, что транспорт ожидают люди с инвалидностью.
Полностью переоборудованы под безбарьерную среду железнодорожные вокзалы и аэропорт города. Стали доступны и несколько пляжей, где инвалиды могут воспользоваться плавающими колясками для купания в море.
Президент Международного паралимпийского комитета Филипп Крейвен на встрече с президентом РТ так оценил условия безбарьерного Сочи.
- О настоящей доступности может идти речь именно тогда, когда вы просто не замечаете барьеров, это значит, что их действительно нет. И именно так сейчас в Сочи, - сказал Крейвен. - Спасибо за отлично проделанную работу. К тому же я был счастлив услышать, что такие зоны без барьеров будут распространяться на всю Россию, на все регионы.