На введении визового режима с Российской Федерацией настаивал председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий. Не далее как 19 марта он сообщил, что министерству иностранных дел дано поручение "проработать этот вопрос". Но уже на другой день премьер Арсений Яценюк, вернувшись из Брюсселя, заявил, что ни введение виз с восточным соседом, ни переход к поездкам в Россию по загранпаспортам не следует считать уже решенным делом и что вообще с этим спешить не стоит. Того же мнения и новый губернатор Донецка Сергей Тарута: "Вот это заявление о том, чтобы вводить визы, я думаю, оно было абсолютно непродуманным. Оно не в интересах Украины".
Почему глава СНБО делает одно заявление, а премьер вслед ему заявляет прямо противоположное? Тому может быть несколько объяснений. Первое: верховная власть на Украине не контролирует действия подчиненных ей государственных структур, каждый начальник делает что хочет, руководствуясь не "генеральной линией" (ее, по-видимому, нет), а собственным разумением. Второе: выступления Парубия и Яценюка были вполне скоординированы и разыграны по ролям с целью произвести впечатление на Москву: председатель СНБО говорит о введении визового режима с Россией как об экстренной необходимости, а премьер чуть смягчает: мол, мы еще окончательно не решили, но если так дальше пойдет - готовьте загранпаспорта. Возможно и третье объяснение: новые власти Украины не имеют продуманного плана дальнейших действий, предложения возникают спонтанно, из тотального хаоса, никаким публичным декларациям нельзя верить до конца, любая из них может быть откорректирована, а то и дезавуирована.
Реакция Москвы на заявление главы украинского СНБО была спокойной. Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал его "экзотическим", а президент Владимир Путин сказал, что Россия пока воздержится от введения визового режима с Украиной.
Впечатление, что нынешние лидеры Украины пребывают в метаниях. И в таком состоянии способны делать глупости, подрывающие саму новую власть и доверие к ней. Ну, самое элементарное: как отзовется введение визового режима с Россией на украинских гастарбайтерах? Не приведет ли оно к еще большему социальному напряжению внутри страны, не станет ли еще одним фактором ее раскола?
Начать с того, что более 60 процентов экономически активного населения Украины готово работать за границей. Согласно статистике Международной организации по миграции (МОМ), около 7 миллионов жителей Украины - треть трудоспособного населения - уже сейчас работают за ее пределами. Многие хотели бы последовать их примеру. Но миллионы украинских граждан, желающих стать трудовыми мигрантами, Европе не нужны - она сама переживает экономический кризис и связанную с ним растущую безработицу, а рынок квалифицированного труда переполнен болгарами, румынами, поляками... Спрос на рабочую силу практически отсутствует.
Значит, кроме как в Россию украинцам некуда ехать на заработки. Наша страна занимает сегодня первое место в Европе (и второе в мире после США) по количеству иностранной рабочей силы. Всего в России постоянно работают 15 миллионов иностранных граждан, из которых более 10 процентов - с Украины. По количеству гастарбайтеров, "поставляемых" в Россию, Украина уступает только Узбекистану и Таджикистану.
По официальным данным, в 2013 году в Россию въехали 3,3 миллиона граждан Украины (в основном из юго-восточных районов). Работали при этом 3 миллиона человек и заработали они 27 миллиардов долларов - примерно 12 процентов украинского ВВП. Потеря свободного въезда в Россию, таким образом, нанесет удар не только по доходам украинских гастарбайтеров, но и по экономике страны. Не говоря уж о том, что визовый режим сильно осложнит жизнь родственникам, живущим по обе стороны российско-украинской границы. Все это вкупе даст гарантированный всплеск массового возмущения. И обращено оно будет не к Москве. Но если в западных регионах его частично удастся подавить антироссийской риторикой, то Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск еще сильней ополчатся на новую украинскую власть. Сепаратистские настроения, подогретые присоединением Крыма к России, могут дойти здесь до точки кипения. Это ведь не снос памятников Ленину, не свержение красных звезд с башен и куполов, не прочие символические акции. Судя по всему, новая украинская власть переживает раскол. Межа проходит между умеренными националистами и радикалами из "Правого сектора". Именно последние настаивают на введении визового режима с Россией и пытаются склонить к этому верховное руководство. Конфликт между теми и другими обостряется. Выпустив националистического "джина" из бутылки, использовав его для свержения режима Януковича, новые лидеры Украины теперь не знают, как загнать этого "джина" обратно. Будет ли это сделано тем же способом, каким "загнали" Александра Музычко, не рискнем предсказывать. Ясно только, что правых радикалов, компрометирующих новую украинскую власть, Яценюку и Турчинову придется убирать с политической сцены. Хотя бы ради того, чтобы самим рядом с ними не выглядеть дико в глазах всего мира.