01.04.2014 12:00
Культура

Чем советский истерн отличается от классического западного вестерна

Текст:  Вадим Давыденко
Истерн - очень своеобразный киножанр, зародившийся в Советском Союзе во времена холодной войны и унаследовавший все родовые черты своего "буржуазного" американского прародителя - вестерна. По ту и другую сторону железного занавеса люди по-разному смотрели на мир и придерживались разных идеалов, но… и советский и западный зритель одинаково любил погони, схватки, перестрелки и приключения.
Читать на сайте RG.RU
Чем советский истерн отличается от западного вестерна

Некоторые отечественные истерны стали классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Достаточно вспомнить "Неуловимых мстителей" или "Белое солнце пустыни". Сегодня "РГ" разбирается в том, что именно принципиально отличает советский истерн от американского "ковбойского" кино.

Место действия. Дикий Запад и Средняя Азия

У них. Действие американского вестерна разворачивается, как правило, на Диком Западе (современные западные штаты США). Фоном для событий становится пустынный пейзаж, иногда - городок на "границе цивилизации", где не всегда есть школа и церковь, но непременно присутствуют салун с расстроенным пианино "Хонки-Тонк" и "веселый дом" - бордель.

В советском кино индейцев могли играть болгары, сербы, монголы.

У нас. Советский аналог часто делят на два независимых поджанра - собственно истерн и "красный вестерн". Красный вестерн - это почти калька с американского оригинала, фильм о ковбоях и индейцах, и место действия здесь - тот же Дикий Запад (например, "Вооружен и очень опасен" Владимира Вайнштока или комедийный вестерн "Человек с бульвара Капуцинов" Аллы Суриковой).

При этом, если в американских фильмах играли вполне аутентичные представители местных коренных народов, то в советском кино индейцев могли играть болгары, сербы, монголы и так далее.

Действие же истерна происходит на востоке, а не на западе, - в азиатских республиках Советского Союза ("Белое солнце пустыни", "Джура", "Офицеры", некоторые серии "Государственной границы").

Время действия. От Гражданской и до Гражданской

У них. Первые американские вестерны были сняты в самом начале XX века и действие в них разворачивалось в период так называемых "индейских войн" - освоения диких территорий на западе североамериканского континента (например, ставшие безусловной классикой жанра "Красная река" Говарда Хоукса и Артура Россона, "Дилижанс" Джона Форда).

 
 
 

Позднее временные рамки вестернов были очень сильно расширены. Так, действие некоторых картин в этом жанре относится к периоду войны между Севером и Югом ("Искатели" Джона Форда). В большинстве случаев время действия - вторая половина XIX века.

Так называемые "ревизионистские" вестерны, переосмысливающие жанровые штампы, часто смещают действие в начало ХХ века ("Маккейб и миссис Миллер" Роберта Олтмена, "Дикая банда" Сэма Пекинпа).

У нас. Время действия истерна - один из самых драматичных моментов отечественной истории - Гражданская война или неспокойное первое десятилетие после нее ("Белое солнце пустыни", "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова, "Неуловимые мстители" Эдмонда Кеосаяна).

Главные герои. Красноармейцы и друзья бледнолицых

У них. В самых первых западных вестернах главный герой неизменно - ковбой, пионер-переселенец, шериф приграничного городка - был безупречно благороден и честен, как персонаж рыцарского романа. Однако в результате образы получались слишком однотипными, плоскими, неиндивидуальными, и рамки жанра были существенно расширены. Вскоре герой вестерна становится как "хорошим", так и "плохим" и, безусловно, более реалистичным и человечным.

В Москве открыт памятник таможеннику Верещагину

Как правило, это герой-одиночка, искатель приключений, иногда бродяга. Ему позволительно быть нечистым на руку игроком, повесой, пьяницей, бандитом. Он может грабить банки и поезда, стрелять направо и налево, похищать девиц.

Определяющие черты героя вестерна - он великолепный стрелок (часто стреляет от бедра и всегда без промаха), прекрасный наездник, невозмутим в любой ситуации и независим, эгоцентричный индивидуалист. Преследует только свои личные цели, будь то нажива или месть. Достаточно вспомнить любую американскую классику: "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид", где главные герои - бандиты; "Мэверик" с героем-картежником, не отягощенным чрезмерной моралью; или же остающиеся в рамках жанра "спагетти-вестерны" - например, "Хороший, плохой, злой", где вообще нет ни одного действительно положительного персонажа.

У нас. "Облико морале" главного героя истерна всегда было на самом высоком уровне. Он действует идейно и во имя всеобщего блага. Других вариантов советская киноцензура бы не пропустила. Главный герой - ни в коем случае не индивидуалист-одиночка, это почти всегда участник некоего коллектива или сообщества (например, Красной армии, ЧК и т.п.), преследующий высшие цели. Даже тогда, когда, как в "Неуловимых", персонажи начинают действовать ради личной мести (Данька мстит атаману Лютому за смерть отца), в конечном счете, они помогают общему делу, установлению Советской власти.

Характерная черта истерна - интернациональный состав положительных героев: Яшка-цыган в "Неуловимых мстителях", уроженец Средней Азии Саид в "Белом солнце пустыни".

При этом главный герой в советском фильме - уже не обязательно носитель "героических" черт и обладатель сверхспособностней. Он иногда может быть слабым физически, плохим наездником и никудышным стрелком, как мистер Фест в "Человеке с бульвара Капуцинов", например, или Петруха в "Белом солнце". Главная его сила - осознание собственной идеологической правоты.

Второстепенные герои. "Ты как здесь оказался? - Стреляли…"

У них. В классическом вестерне положительные герои - сплошь ковбои, а индейцы изначально изображались утрированными злодеями. Иногда речь может идти о противостоянии между "хорошими" и "плохими" ковбоями,  ковбоями с кодексом чести и беспринципиными бандитами. Крестьяне или мирные горожане могут быть показаны вскользь, обычно это люди, не способные отстаивать своих позиций, признающие власть сильного и ожидающие от него помощи("Великолепная семерка").

 
 
 

У нас. Красный вестерн изображает индейцев с симпатией, как угнетаемый народ, который борется за собственные права. Разумеется, крестьяне приобретают самые положительные черты. Характерная черта истерна - интернациональный состав положительных второстепенных героев (Яшка-цыган в "Неуловимых мстителях", уроженец Средней Азии Саид в "Белом солнце пустыни" и так далее).

Романтическая линия. "Спрячь за высоким забором девчонку…"

У них. В западном вестерне почти всегда присутствует романтическая линия, героя может сопровождать женщина. Иногда это благородная девушка - жертва, как в "Золоте Маккенны", иногда - ловкая мошенница или даже проститутка ("Мэверик", "Маккейб и миссис Миллер", "Два мула сестры Сарры"). У героя вестерна часто много бывших возлюбленных, он пользуется успехом у женщин.

У нас. Что касается романтики в истернах, то в большинстве случаев ее просто нет. Исключение здесь - красные вестерны, где есть героиня (дочь плантатора Пойндекстера, как во "Всаднике без головы"; иногда - идеализированная певичка из салуна), но в целом герой в любви может быть не слишком опытен и удачлив.

В Самаре установят скульптуру товарища Сухова

Однако в собственно истернах романтическая линия, как правило, отсутствует. Герой может быть уже женат (как "Сухов из "Белого солнца пустыни", пишущий письма любимой) или просто слишком занят мыслями о мировой революции или изначально потерпел в любви неудачу (как в "Даурии"). Иногда, как в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих", женских персонажей может не быть вовсе.

Тем не менее, при столь сильных внутрижанровых различиях и классические вестерны и отечественные истерны были и остаются любимыми фильмами многие десятилетия, а их герои - Данька из "Неуловимых", Чико из "Великолепной семерки" и Сухов с Саидом из "Белого солнца" являются примерами мужества и чести для всех поколений.

Наше кино Мировое кино