Ситуация сегодня такова, что интересы наших компаний связаны с интересами зарубежных корпораций. У нас множество совместных проектов. Так, американская Exxon Mobil работает в России уже двадцать лет, исследует месторождения в российской Арктике. В ее активе есть несколько совместных с российскими компаниями проектов как в России, так и в мире.
Британская деловая газета Financial Times со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщила в конце прошлой недели, что французская нефтегазовая компания Total ведет переговоры с ОАО "ЛУКОЙЛ", направленные на разработку совместных проектов в России.
Есть российские проекты и у таких компаний, как британская BP, итальянская Eni, норвежская Statoil, нидерландско-британская Royal Dutch Shell.
Напомним, что лидеры стран G7 пригрозили России санкциями против трех секторов ее экономики - энергетики, финансов и ВПК - в случае дальнейшей эскалации ситуации вокруг Украины. Если останавливаться на энергетике, то планируется ускорить планы по ее диверсификации, чтобы Европа не зависела от российского газа так, как сейчас (30 процентов поставок идет именно из нашей страны).
В современной экономике, когда взаимная интеграция достигла очень высокого уровня, сложно оценить потери от введения санкций, считает директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. "Одно можно сказать абсолютно точно: если санкции все-таки введут, то потерь для стран Запада будет гораздо больше, чем для России", - заявил он в интервью "РГ". И объяснил, почему. "Например, российский рынок добычи углеводородов и их переработки очень привлекателен для технологических поставок со стороны всех западных стран. Если будет введен запрет на поставки такого оборудования, то мы можем купить альтернативное у китайцев, а западным партнерам переориентироваться на новые рынки сбыта будет просто некуда", - объяснил он.
Виталий Бушуев признает, что китайское оборудование пока не может похвастаться таким же самым высоким качеством, как западные аналоги, "но оно дешевле, а номенклатура вполне удовлетворяет российским потребностям".
То же самое касается и "прямой энергетики", отказа от российского газа в Европе, продолжил эксперт. "Ну сократит Европа свою зависимость за 5 лет с 30 до 25 процентов, больше у них точно не получится. А предлагаемый альтернативный газ будет точно дороже, чем тот, который сейчас ЕС покупает в России", - резюмировал он. Солидарен с Бушуевым и региональный директор компании Shell по связям с общественностью в странах СНГ Максим Шуб. Пока санкции неизвестны, заметил он. "Но мы можем сказать, что наши планы в России не меняются, мы считаем ее нашим стратегическим партнером", - подтвердил он.