Вчера подробности работы новых правил, установленных в недавно принятых законах, обсуждали на конференции в Москве "Новеллы законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость и о нотариате: тенденции гармонизации, перспективы развития", которая прошла в рамках подготовки к четвертому Петербургскому международному юридическому форуму.
Напомним, 1 февраля в силу вступил закон, который позволяет нотариусам представлять нотариально удостоверенные документы на государственную регистрацию прав в упрощенном порядке. Нотариус формирует, проверяет и самостоятельно представляет весь пакет документов в территориальный орган Росреестра. Гражданам же, обратившимся к нему, остается только еще раз приехать к нотариусу и забрать свидетельство о государственной регистрации прав. Плюсы очевидны. Во-первых, значительно сокращаются сроки оформления. Через нотариуса свидетельство о госрегистрации гражданин получит уже через 5 дней. Регистрация же прав по договорам, заключенным в простой письменной форме, занимает, как и прежде, 18 дней. Кроме того, как поясняют эксперты, обращение к нотариусу избавит клиента от поездок в Росреестр, самостоятельной работы по подготовке и проверке всего пакета документов, а главное - риска. Ведь нотариальное оформление сделки дает повышенную правовую защиту.
Кстати, первоначально предполагалось ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью. Потом было решено провести соответствующий эксперимент в отдельных регионах страны. Однако в конечном счете выбран третий путь: попытаться с помощью различных преференций заинтересовать граждан, чтобы они сами пошли к нотариусам.
При этом, как выяснилось вчера на конференции, похоже, закончены былые споры и непонимание между нотариусами и государственными регистраторами, а также между нотариусами и риелторами. У каждого - своя функция, так что никто никого не дублирует, повода для конфликта, хочется верить, нет. Поэтому сейчас надо выстраивать сотрудничество. А в перспективе, если нотариусы оправдают доверие (как выразились вчера выступавшие законодатели), не исключено, что оформление квартиры через нотариуса станут обязательным.
Как вчера заявила заместитель министра юстиции России Елена Борисенко, развитие институтов нотариата и государственной регистрации должно обеспечивать стабильность гражданского оборота и защиту прав собственности. По ее словам, споры о том, что важнее - нотариат или госрегистрация, что лучше обеспечивает стабильность оборота, беспочвенны. "Эти два института не противостоят друг другу, они должны работать рука об руку, потому как задачи у них совершенно разные", - отметила она.
По ее словам, госреестр должен быть достоверным. Вместе с тем, отметила Елена Борисенко, нотариус имеет больше возможностей по проверке реального волеизъявления сторон сделки (добровольно или нет ставят свои подписи), других вопросов, связанных с законностью сделки.
По ее словам, в тех государствах, где существует серьезный подход к обеспечению защищенности права собственности, есть экономическое развитие, есть возможности для инвестирования, поскольку "инвестора в первую очередь интересует, насколько будут защищены его инвестиции, насколько будут гарантированы его права".
В свою очередь, президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик заявил, что именно нотариат является квалифицированной и беспристрастной структурой, обеспечивающей полное соблюдение законности в сфере сделок с недвижимостью.
"Для дальнейшего развития процесса необходимо организовать получение в режиме онлайн сведений из Росреестра, а также электронных документов, - сказал он. - Начало работы показало, что и нотариат, и Росреестр готовы к конструктивному взаимодействию".
Недавно Федеральная нотариальная палата заключила новое соглашение с Росреестром, которое многое эксперты назвали "перезагрузкой". По словам представителей Росреестра, в прошлом году число запросов нотариусов в Единый реестр прав на недвижимое имущество выросло в три раза. Это положительная тенденция. В соглашении определен приоритет электронного взаимодействия двух структур.
Кроме того, по словам Константина Корсика, необходимо провести экономические исследования, которые позволили бы установить оптимальные ставки нотариальных тарифов. По словам экспертов, тарифы должны быть, с одной стороны, доступны для граждан, с другой - они должны обеспечивать нормальную работу нотариальных контор.
В свою очередь Верховный суд России в перспективе намерен разъяснить некоторые вопросы, которые обязательно возникнут после начала активного применения новых правил. Например, задался вопросом председатель судебного состава судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России Вячеслав Горшков: кто будет отвечать за срыв сроков регистрации? Скажем, документы человек получил не через пять, а через семь дней. Или - вообще через две недели. Кто за это должен отвечать: регистратор или нотариус? Ведь граждане будут иметь полное право пожаловаться в таком случае.
В целом же, по словам Вячеслава Горшкова, число жалоб на нотариусов за два последних года снизилось. Меньше стало споров и по наследственным делам. Однако новые правила, как ожидается, скорее всего поставят дополнительные вопросы перед судьями, на которые придется отвечать.