Как сообщили в администрации города, дыры на дорогах сейчас устраняют с использованием трех технологий. Первая - с применением асфальтовой срезки прошлогоднего ремонтного сезона. Отслуживший свое асфальт измельчают, кладут в ямы и утрамбовывают. Способ оправдал себя в прошлом году, но запасы срезки недостаточны.
Второй вариант предусматривает использование рециклера. Это автономная передвижная установка, в которой опять же старый асфальт разогревается, смешивается с битумной эмульсией, а затем этой субстанцией заполняют ямы и трещины. Горячая смесь схватывается вполне надежно, однако не хватает битума, который в нужном объеме можно будет получить лишь с пуском АБЗ. Да и рециклер в мегаполисе всего один, его апробируют дорожники Верх-Исетского района. Если технология докажет свою эффективность, количество мобильных установок увеличат, пообещали в мэрии.
Третий способ "пломбирования" ям и вовсе экзотичный. С ним экспериментируют в Кировском и Железнодорожном районах. В качестве добавки для заделки дорожных повреждений используется… жидкое стекло. Сколько продержатся такие заплатки, можно будет сказать по итогам наблюдений, требования те же - не менее двух недель. Какая из технологий окажется более эффективной, та и будет массово применяться, хотя, возможно, приживутся сразу несколько.
Чистоту этих экспериментов грозит нарушить погода - недавний обильный снегопад и обещанное синоптиками похолодание. Зато у мэрии и дорожных служб появилась фора. Кстати, в этом году впервые решено едва ли не на месяц раньше обычного начать сезон ямочного ремонта. Как сообщили в горадминистрации, уже после 5 апреля завод начнет снабжать районные дорожно-эксплуатационные участки холодным асфальтом, что, заметим, потребует дополнительных бюджетных затрат, но в администрации готовы пойти на это даже при дефиците средств на дорожный ремонт: градус недовольства жителей состоянием дорог в областном центре просто зашкаливает.
Вот один из многочисленных случаев, характеризующих остроту ситуации. Как сообщили в управлении ГИБДД по Свердловской области, в залитую водой яму на пересечении улицы Пехотинцев и переулка Проходного ежедневно проваливаются десятки автомобилей. На этом месте только за один день обнаружено 12(!) потерянных регистрационных номерных знаков, вырванных ударом о край выбоины. Полицейские выписали очередной штраф администрации города, их с начала весны оформлено уже несколько сотен. По данным ГИБДД, около половины ДТП весной происходит именно из-за разбитых дорог, вытаявших ям, выбоин, зачастую залитых водой и поэтому особенно коварных.
Тем временем мэрия вновь заявляет о том, что всерьез возьмется за недобросовестных подрядчиков. Ведь именно весна проверяет качество укладки асфальта в прошлый ремонтный сезон. Тот, кто работал на совесть, соблюдал технологии, может не переживать - провалов на дороге не будет. А тому, кто схалтурил, придется переделывать, пригрозили в мэрии.
- Дороги, отремонтированные в 2011-2013 годах, находятся на гарантии, подрядные организации наши правила знают и без напоминаний должны приступить к исправлению брака, если он обнаружится, - сообщил заместитель главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.
У администрации города пока есть замечания лишь к дорожному покрытию на улице Заводской, которое уложили в прошлом сезоне. Качество работ было признано низким, и работу подрядчикам не оплатили. Все остальные объекты оплачены и находятся на гарантии, подчеркнули в мэрии. Комиссии из числа чиновников мэрии и представителей подрядчиков в апреле выйдут на объекты, чтобы оценить качество проделанного ремонта.
Впрочем, водители свою оценку за ремонт уже выставили. На городских форумах защитники прав автомобилистов активно консультируют их, как взыскать с содержателей дорог компенсацию за поврежденные колесные диски, пробитые шины, изуродованные рулевые тяги и подвеску. Некоторые вообще призывают завалить суды исками.
- Начать такое массовое движение вполне реально. Ведь привлечь хозяев дорог, а это администрации города и районов, можно и не дожидаясь аварии, случившейся из-за ямы на дороге. Автовладельцы вправе подать иски в защиту своих прав как плательщики транспортного налога, а в Екатеринбурге зарегистрировано почти полмиллиона авто. Единичные прецеденты уже были, - сообщил "РГ" представитель регионального отделения общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Максим Едрышов.
В ГипродорНИИ, который занимается разработками для дорожного строительства, корреспонденту "РГ" рассказали, что в институте есть инновационные технологии и материалы, позволяющие строить дороги на долгие годы и качественно заделывать повреждения покрытия.
- Это лишь вопрос денег. В зависимости от суммы можно рекомендовать тот или иной материал. Но из администрации Екатеринбурга никто к нам за советом или консультацией не обращался, - сообщили в институте.
Тем временем
Инновационных разработок в этой сфере действительно немало. "РГ" осенью прошлого года рассказывала о новом материале, созданном на Урале на основе зольных отходов теплоэлектростанций. По прочности он превосходит щебеночное и асфальтовое покрытия. В лаборатории использования дорожно-строительных материалов Уральского филиала ФГУП РосдорНИИ подтвердили: материал может использоваться и как нижний, и как верхний слой дорожного покрытия, способен выдержать в нашем климате 25 зимних циклов, не уступает зарубежным аналогам, только гораздо дешевле. Может быть, хватит уже каждый год латать одни и те же дыры, зарывая деньги в землю?