Однако вся суть этих нововведений пока выливается лишь в замену одного документа на другой. Сейчас никто не то что законно не может сдать экзамен ни на одну из этих подкатегорий, но даже не может пройти обучение по ним. Несмотря на то, что закон об их введении вступил в силу 5 ноября прошлого года, до сих пор нет подзаконных актов, на основании которых можно было бы запустить всю эту махину подготовки водителей.
Согласно закону о безопасности дорожного движения сдать экзамен на права теперь можно только предъявив свидетельство о получении профессии "водитель". Подготовка водителей отнесена к профессиональной с 1 сентября прошлого года поправками в закон об образовании. Таким образом убран экстернат и самоподготовка.
Для того чтобы начать работать по-новому, автошколам требуются примерные программы подготовки водителей, утвержденные приказом министерства образования и науки.
В соответствии с положением о лицензировании, вступившим в силу 7 ноября прошлого года, автошколы смогут получить лицензию только после проверки их материально-технической базы на соответствие программам подготовки водителей, которую должны проводить сотрудники ГИБДД. Но нет программ и проверять нечего. Поэтому ГИБДД никаких заключений не выдает. А местные органы Рособрнадзора штрафуют автошколы на этом основании и приостанавливают их деятельность. То есть в ближайшее время может сложиться такая ситуация, что попросту никто не сможет обучиться и получить права даже старых, давно действующих категорий.
В чем проблема? Для начала министерство образования и науки и министерство транспорта долго выясняли отношения, кто из них должен разрабатывать эти программы. В конечном итоге появилось постановление правительства РФ, в котором поручалось минобрнауки в двухмесячный срок разработать соответствующие нормативные акты. Это постановление было почти выполнено. В рекордные сроки было подготовлено 16 примерных программ подготовки водителей и 10 программ их переподготовки. Плюс две программы повышения квалификации. Итого получился документ более чем на тысячу страниц.
Он был согласован с экспертным сообществом, как и положено, прошел стадию общественного обсуждения, его согласовали два профильных министерства - МВД и минтранс. И приказ был направлен в минюст на регистрацию. Однако регистрации не произошло. Минюст выяснил, что одной процедуры этот документ не проходил. Процедуры оценки регулирующего воздействия. На нее направляются все документы, которые касаются регулирования предоставляемых услуг. Но направляются еще перед тем, как разработан сам проект документа.
В результате подписанный и согласованный тремя министерствами приказ вернулся обратно. Ситуация стоит настолько остро, что на "круглый стол", посвященный этой проблеме, собрались представители не только экспертного сообщества, но и всех трех министерств, а также Рособрнадзора и даже Генпрокуратуры. Не было только представителей минюста и минэкономразвития, которое и проводит оценку регулирующего воздействия. Представитель Генпрокуратуры Анастасия Ефремова сразу сообщила собравшимся, что в адрес минобрнауки подготовлено предписание в связи с нарушением при подготовке приказа. Но также поинтересовалась у представителя ГИБДД, на каком основании они отказываются выдавать заключения автошколам.
На это представитель Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Лыткин сообщил, что согласно требованиям по лицензированию ГИБДД должна выдавать заключения на соответствие материально-технической базы автошколы программам профессиональной подготовки водителей. Ныне действующие программы таковыми не являются. Более того, в ныне действующих программах не прописано требований к этой самой материально-технической базе. А значит, и проверять, в сущности, нечего.
Тогда представитель Генпрокуратуры поинтересовалась, а на каком тогда основании ГИБДД принимает экзамены и выдает права.
На это представитель Госавтоинспекции сообщил, что сейчас это приходится делать без учета некоторых положений действующего закона о безопасности дорожного движения. Но если в адрес Госавтоинспекции будет направлено соответствующее предписание, то прием экзаменов и выдача водительских удостоверений будут тут же прекращены.
Несмотря на то, что представитель минэкономразвития не участвовал в "круглом столе", буквально на следующий день в СМИ он начал давать оценку этих программ. В частности, он предположил, что эти программы потребуют укрупнения автошкол, а маленьким компаниям будет трудно обеспечить соблюдение этих правил. Все логично. Когда в Москве убирали ларьки, никто не спрашивал, каково это мелкому бизнесу, важно было то, что они продают "паленый" алкоголь и контролировать их невозможно. Сейчас большинство мелких автошкол, не имеющих ни своих площадок, ни даже своих автомобилей и инструкторов, продают свидетельства об их окончании. А это гораздо хуже "паленого" алкоголя, потому что ни в чем не повинный задавленный пешеход не сможет предъявить материальных претензий к этой "маленькой" автошколе за необученного водителя. Представитель минэкономразвития предложил отказаться от обучения водителей профессиональным нормам. А это противоречит закону. Закон требует готовить профессионалов и выдавать им по окончании обучения свидетельство о профессии "водитель". Но больше всего пугает заявление этого же представителя минэкономразвития, что новые правила появятся не раньше осени. А как же быть с постановлением правительства? А с теми, кто сейчас просто лишается права сесть за руль того же самого мопеда?
По окончании "круглого стола" представитель Генпрокуратуры заявила, что будет дана правовая оценка действиям всех ведомств, задействованных в подготовке соответствующих подзаконных актов. Но пока ведомства выясняют отношения, получить водительские удостоверения нужной категории не могут совершенно ни в чем не повинные граждане.