Это лишнее доказательство того, что, несмотря на политические бури, передовые космические технологии невозможны без тесного международного сотрудничества, в том числе российско-американского. Об этом корреспондент "РГ" беседует с исполнительным директором НПО Энергомаш Владимиром Солнцевым.
Владимир Львович, Запад грозит России всяческими санкциями. Могут ли они затронуть сферу космоса?
Владимир Солнцев: Думаю, благоразумия тут хватит. В области высоких космических технологий надо быть предельно осторожным в принятии неконструктивных мер. Интересы российских компаний как никогда связаны с интересами американских, европейских и других зарубежных корпораций. У нас множество совместных проектов. Я уверен, что мировые державы прекрасно понимают невозможность применения каких-либо санкций, которые отбросят наши страны в области исследования международного космоса назад на десятилетия, чем будет нанесен непоправимый урон всей земной цивилизации.
И трудно не согласиться с точкой зрения вице-премьера Дмитрия Рогозина в ответ на заявление главы МИДа Франции о приостановлении контракта по "Мистралям": политика политикой, а международные взаимовыгодные экономические связи обрывать глупо и недальновидно. Мир однозначно развивался и будет развиваться по пути экономической международной интеграции. И космос - локомотив в этом направлении.
Создание американцами ракеты с российским двигателем РД-180 - один из ярких примеров международного технического сотрудничества?
Владимир Солнцев: Безусловно. 50 безаварийных пусков из 50 проведенных станут убедительной статистикой. Она подтверждает высочайшую надежность и безотказность нашего ракетного двигателя. Кстати, у него и лучшие в мире удельные энергетические характеристики среди кислородно-керосиновых ЖРД.
Скажите, а как получилось, что за океаном решили ставить на свою новую ракету именно наш мотор?
Владимир Солнцев: Логика истории. Советские ракетные двигатели всегда имели более высокие энергетические характеристики, чем американские. Это было одним из основных направлений отечественной школы ракетного двигателестроения. Не случайно президент США Дж. Кеннеди после триумфального полета Юрия Гагарина сказал: "Начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям".
Преимущество в этом научно-техническом направлении сохраняется и сегодня, спустя почти пятьдесят лет. Увы, но во многих других областях космической сферы американцы нас опережают.
Двигатель РД-180 создавался специально для американских "Atlas"?
Владимир Солнцев: Да. Когда стало ясно, что выполнять все космические задачи только шаттлами слишком дорого, американцы решили делать более простые и дешевые ракеты. Одноразового использования. Для новой ракеты "Delta IV" они сделали свой двигатель, а вот для ракеты "Atlas" заказали разработку НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко. Здесь по выданному техническому заданию и был создан проект нового двигателя РД-180 с тягой 400 тонн.
Окончательный выбор двигателя для первой ступени ракеты "Atlas" проводился по конкурсу. Победителем стал проект двигателя РД-180, имеющий наиболее совершенные технические характеристики. На взаимодействие с американскими партнерами в области ракетной техники НПО Энергомаш были получены все необходимые одобрения и разрешения.
Российскую космонавтику в последние годы преследовали неудачи. А как удалось добиться, что двигатели РД-180 работают в составе ракет-носителей "Atlas" без замечаний?
Владимир Солнцев: С самого начала была внедрена международная система качества выпускаемой продукции. Не вдаваясь в подробности, скажу: она основана на профилактике отклонений от требований конструкторской и технологической документации. Все документирование производится в электронной форме.
Кроме технической составляющей обеспечения качества продукции, эта система ставит барьеры пренебрежительному отношению к кажущимся мелочам и организационной безалаберности. То есть тому, что называется "человеческим фактором". Сегодня идут работы по внедрению такой системы обеспечения качества в процесс изготовления других наших двигателей.
Российские РД-180 стоят на ракетах "Atlas", включая и более мощную "Atlas 5". Эксперты говорят о возможности использования другого двигателя - РД-181 для модернизации носителя "Antares". А почему эти двигатели не используются в российских космических программах?
Владимир Солнцев: Пока не используются. Сегодня в России еще идет формирование перспективной программы освоения космоса, в том числе и дальнего. В то же время у США, где авторитет НПО Энергомаш очень высок, развивается программа создания ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов для освоения Луны, полетов к Марсу и другим планетам Солнечной системы. Где мы тоже планируем участвовать в конкурсе. Наши двигатели используются и в Корее по программе KSLV. Последний пуск ракеты завершился полным успехом.
А что еще в портфеле космических двигателестроителей? Или это секрет?
Владимир Солнцев: Никаких секретов. В нашем творческом портфеле - конструкторская документация унифицированного ряда кислородно-керосиновых двигателей в диапазоне тяг от 80 до 1000 тонн. Их технические характеристики способны удовлетворить требования любого ракетного носителя, от легкого до сверхтяжелого классов.
Фото:www.npoenergomash.ru
Владимир Львович Солнцев, исполнительный директор НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко.
Родился в 1957 году в Туле.
Окончил политехнический институт и Всероссийскую академию внешней торговли.
Работал на Тульском машиностроительном заводе имени В.М. Рябикова, где прошел путь от мастера участка до заместителя директора по финансам и маркетингу.
С 1995 года - в банковской сфере. До назначения в НПО Энергомаш занимал должность старшего вице-президента ОАО "Банк ВТБ".
Назначен исполнительным директором 4 октября 2010 года.