Фестиваль, как всегда, собрал лучшие российские фильмы последних лет: вторая их премьера состоится на нашем сайте. Прелесть в том, что фильмы - "Стыд" Юсупа Разыкова, "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны" Владимира Фокина, "Жажду" Дмитрия Тюрина, "Частное пионерское" Владимира Карпиловского, "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова - можно посмотреть в любой точке планеты в хорошем качестве, сидя на любимом диване. Не нужно никуда ходить - фестиваль сам придет к вам.
В прошлом году такая приятная "киноловушка" привлекла больше 180 тысяч зрителей из 76 стран. А в этот раз нас ждут свои сюрпризы: фестиваль покажет не только кино. Уникальная возможность для зрителей - увидеть легендарный "Норд-Ост" (по сей день он остается лучшей музыкальной постановкой на московской сцене): спектакль будет представлен в фестивальном "Театральном антракте". Здесь же будет показан исторический мюзикл Нины Чусовой "Екатерина Великая". Режиссер "Норд-Оста", Алексей Иващенко сказал, что вся труппа с нетерпением ждет интернет-показа спектакля. Более того, Иващенко намекнул, что спустя двенадцать лет спектакль может быть возобновят.
Елена Драпеко поделилась впечатлениями от предложения роли Раневской: "Когда мне предложили сыграть Раневскую в фильме, то я просто рассмеялась - не могла и представить себя в этой роли. Но Александр Адабашьян пообещал, что это буде хулиганство. Тогда я с удовольствием согласилась на эту авантюру. Эта картина позволила мне сделать эскизы неиспользованных возможностей, потому что мне казалось, что в этой жизни я чего-то не доиграла. Я надеялась, что я слезу с амплуа "героини из народа". И мне кажется, что именно в этой картине мне удалось это сделать".
Легкое прикосновение к экрану планшета, щелчок виртуальной кинохлопушки - так стартуют современные кинофестивали! И на экране уже "Вишневый сад" и "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" Анны Чернаковой. Спешите видеть в течение 48 часов.
Александр Адабашьян, сценарист, актер и режиссер:
Сначала существовала картина Анны Чернаковой "Вишневый сад", правда, я не знал, что этот фильм снят. Анна снимала его в 90-е годы, а я в то время в основном был за границей. На родине тогда работы для меня не было. Через 15 лет после "Вишневого сада" Анна мне позвонила и поделилась своей идеей продолжить жизнь картины. Мы думали-думали и придумали сделать не совсем продолжение, а тех же актеров поместить в похожий по фабуле сюжет. Единственный новый персонаж и актер - Юрий Стоянов, и исчезла героиня Татьяны Лавровой. Мы Аркадину отыграли в первой постановке полностью. Результат этой затеи нам всем понравился.
Что касается того, что сейчас многие смотрят кино в Интернете, то это данность, нравится нам это или нет. Это другая реальность, другое восприятие кино. Конечно, возможность посмотреть фильм дома в определенной степени оттягивает зрителя из кинотеатров, меняет отношение к кинематографу. Поход в кино - это всегда ритуал, это общение не только с произведением на экране, но и с теми, кто составляет вам компанию, сопричастность другим зрителям в зале. Ведь общая реакция зала во многом действует на тебя. Все работавшие в кино знают, что когда только что отснятую комедию смотрят в просмотровом зале режиссер, оператор, сценарист и монтажер, который уже выучил ее покадрово, - всегда есть ощущение полного провала, потому что все авторы картины пребывают в крайне угрюмом настроении. Зритель дает жизнь фильму, полный зал хохочущих людей становится настоящей наградой. Такое же разное восприятие, когда вы семейную картину посмотрите с детьми или в компании кинокритиков...
В прошлом году режиссер Анна Чернакова закончила семейную картину "Собачий рай" по моему сценарию, в главных ролях - дети. Казалось бы, потенциальная аудитория самая большая, но до проката она так и не дошла. Быть может, это случится несколькими копиями в мае, так что идея фестиваля мне очень близка. Многие картины не доходят до зрителя. Может быть, и мое кино ждет интернетная судьба.
Фильм, что отрадно, заработал уже много призов на различных фестивалях, одна наша девчонка уже три приза получила за главную роль, причем соревновалась она со взрослыми актрисами. А для широкого зрителя, как нам сказали, наш фильм - зрелище непривычное. Я бы сравнил это с тем, что люди привыкли, скажем, ходить в рестораны быстрого питания. Они ждут определенного ассортимента и не задумываются над выбором. Но окажись они в ресторане, где готовят разные блюда, то долго не могли бы выбрать. Задумались бы. Любой пример не совершенен в данном случае, но у меня складывается именно такая ассоциация. Мне кажется, что зачастую зрители не хотят шевелить мозгами, а ждут именно кинофастфуда. Посмотрел - и забыл.
Екатерина Гусева, актриса:
Вячеслав Сергеевич Говорухин, с которым я имела счастье работать, как-то сказал: "Я недавно посмотрел так много хорошего российского кино, жаль, что кроме меня эти фильмы видели всего несколько человек". Потому что прокат в кино задает такие жесткие рамки, к сожалению, что в основном мы видим в кинотеатрах "поп-корн". Такой вот жанр образовался: поел, посмотрел, поржал и забыл. И к сожалению фильмам по-настоящему "большим" сложно достучаться до зрителя. И режиссеры охотно переходят на телеформат. Прекрасная работа "Оттепель" Тодоровского, картина "Крик совы" и так далее. У нас есть замечательные фильмы, но мало возможности быть увиденными и услышанными. И режиссеры выбирают телевизор, который смотрит большинство неработающих людей. Это определенная аудитория - домохозяйки, в основном. Потому что все студенты и активная работающая молодежь просто не имеет такой возможности: сидеть вечером с семи до девяти в прайм-тайм двенадцать вечеров дома и смотреть все эти шедевры, по-настоящему классные телепроекты.
И еще хочу сказать о помоечных фестивалях авторского кино… Извините меня, "авторские режиссеры", но фильмы, снятые на мобильный телефон и фотоаппарат, даже иногда талантливые, но с оттенком какой-то нечистоты, меня лично уже утомили. И я считаю, что организаторы фестиваля "Дубль-Дв@" делают замечательное дело: дают возможность находясь в автомобиле и стоя в пробке насладиться каким-то действительно хорошим фильмом в Интернете. Отдельное спасибо я хочу сказать за видеоверсию спектакля "Норд-Ост", за то, что будет возможность увидеть это еще раз хотя бы в телефоне или на дисплее компьютера.
Нина Чусова, режиссер:
Показ спектакля по телевидению или в интернете - это лучшая реклама. Для зрителя это знак, что спектакль обязательно нужно увидеть вживую. Потому что в театре он смотрится совсем по-другому: лучше, сильнее, эмоциональней. Я предпочитаю смотреть все в интернете, потому что совпасть с телепрограммой невозможно. То, что мой спектакль "Екатерина Великая" покажут в сети - очень важно, ведь это не московская постановка, а Свердловского академического театра музыкальной комедии. И для "Норд-Оста" это важно, потому что из-за беды, которая случилась во время спектакля, он стал ассоциироваться только с ней. А это был реальный прорыв в жанре российского мюзикла, потому что его создали наши авторы, это не была франшиза. Он и по сей день остается лучшим из того, что у нас было.
У меня этим летом, под завершение сезона, состоится премьера в театре Сатиры. Какая - пока секрет.
Юрий Мазихин, актер, продюсер:
Мой друг, режиссер только что выпустил первый интернет-мюзикл - и его аудитория огромна, в кино нужны были бы годы и годы, чтобы его успело посмотреть столько зрителей. Народ сегодня с пяти лет сидит у компьютеров, эта аудитория заведомо больше всех остальных. Понятно, что со временем это окупится, в том числе и материально, но, безусловно, и само кино сможет художественно обогатить. В интернете творец - режиссер, продюсер, актер - ощущают себя свободнее, причем не только технически, но и творчески, актер перед веб-камерой, как ни странно, более раскрепощен. Я сам и снимаюсь в интернет проектах и занимаюсь их продюсированием и вижу, насколько синтетичен и гибок этот жанр - тут и сетевые "прибамбасы", каких больше нигде кроме Интернета не найти, и кино, и музыка, все специфически снято… Это уже практически не кино, так что зрителя из зала совершенно точно не уведет.
Подготовили Андрей Васянин, Оксана Нараленкова, Анастасия Скорондаева, Анастасия Рогова.