Получается, проект стал попросту нерентабельным, и Михаил Прохоров принял решение сначала заморозить закупку основных линий, а потом и окончательно от него отказаться. Бизнесмен продал весь проект государству за условную цену в 1 евро. Об этом сообщается в пресс-релизе Группы ОНЭКСИМ от 7 апреля 2014 года. "У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но мы с НАМИ понимаем, что наши разработки могут получить более широкое применение в развитии отечественного транспорта", - заявил гендиректор "Ё-авто" Андрей Гинзбург.
Напомним, первый гибридный "Ё-мобиль" собирались выпустить в Санкт-Петербурге во второй половине 2012 года, однако начало производства неоднократно откладывалось. Ожидалось, что топливом для автомобиля будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать и электромоторы. Стоимость "Ё-мобиля" должна была составить 350-450 тысяч рублей. Объем производства на первом этапе планировался на уровне около 10 тысяч автомобилей в год. Официальный прием заказов на "Ё-мобили" начался 16 мая 2011года, а в июне началось строительство завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Инвестиции в две очереди должны были составить 260 млн евро.
Уже в прошлом году "Ё-авто" получило несколько предложений по продаже платформы "Ё-мобиль". Иностранцы всегда проявляли к проекту особый интерес.
СМИ сообщили, что разработку крупной универсальной платформы для западного производителя на рынке оценивают в 1-1,5 млрд долл. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около 700 млн долл. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с "Ё-мобилем" дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но торги могли бы начаться от 200-300 млн долл. Китайские производители, по информации издания, заплатили бы еще больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за 200 млн долл.
Однако, акционеры группы приняли принципиальное решение: уникальные дорогостоящие разработки должны остаться в России. Именно поэтому технологическая часть проекта передается НАМИ, который ведет ряд совместных проектов с нашими национальными автопроизводителями и по поручению минпрома занимается разработкой универсальной отечественной гибридной платформы.
"Ё-Инжиниринг" фактически бесплатно передает НАМИ ноу-хау и документацию на кузов и шасси гибридного автомобиля. Кстати, партнерство с минпромом и НАМИ - это не случайное решение, а заранее спланированный шаг. Почти год назад НАМИ был подготовлен "Отчет по техническо-технологической экспертизе проекта", в котором технологии "Ё-авто" были признаны перспективными. И уже сейчас идет активное сотрудничество НАМИ и команды "Ё-авто". В ноябре 2013 года НАМИ обратилось в "Ё-авто" с 2 заказами.
"На фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект с прибылью стало невозможно", - прокомментировал гендиректор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов.
Михаил Прохоров принимал личное участие в создании проекта, и очевидно, что отдал этому проекту не только значительные средства, но и много личных сил. Бизнесмен считает, что было бы справедливо бесплатно передать государству дорогостоящие технологии, ведь когда-то государство предоставило ему возможность купить "Норильский никель". Настало время отдавать долги. Кстати, на "Ё-мобиль" была затрачена примерно та же сумма (около 300 млн долл.), за которую государство продало Норникель.
В каком проекте можно будет использовать платформу "Ё-мобиля", специалисты пока не решили. Эксперты отмечают, что изобретатели проекта совершили прорыв - перепрыгнули через несколько этапов технологического развития. Однако талант инженеров опередил материаловедение. При этом экспертная комиссия отмечает, что внешний дизайн автомобиля соответствует тенденциям мировой моды - он современный, комфортный, привлекательный и, что немаловажно, отвечает ожиданиям целевых групп потребителей.