08.04.2014 00:42
Экономика

Протестирована новая система контроля за морскими судами

Контролировать суда будет проще и быстрее
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская Бизнес-газета - : №13 (942)
В Калининградской области подвели итоги тестирования прототипа портала "Морской порт". Это новое программное средство Федеральной таможенной службы России, которое объединяет участников рынка морских перевозок и контрольные органы. Система тестировалась в пяти российских портах - Находке, Владивостоке, Новороссийске, Усть-Луге и Калининграде. О том, как будет работать новый портал, "РГБ" рассказал начальник главного управления информационных технологий ФТС Алексей Шашаев.
Читать на сайте RG.RU

Для чего создавалось новое программное средство и что оно собой представляет?

Алексей Шашаев: Портал "Морской порт" станет единым окном взаимодействия всех сторон, причастных к оформлению морских грузов. Это импортеры товаров, судовые агенты, представители администрации морского порта, ФТС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Пограничной службы ФСБ.

Дело в том, что оформлять грузы в морских пунктах пропуска значительно сложнее, чем в других пунктах пропуска. В порту нет единственного органа и единственного человека, который бы обладал всей информацией о грузе и о судне. Часть информации есть у капитана морского судна, часть - у получателя товара, часть - у грузоотправителя. Поэтому судовой агент должен собрать большое количество документов, отнести их в различные контрольные органы. На это тратится много времени.

Система единого окна позволит избежать параллельных действий, ускорит оформление грузов без потери качества контроля. Перед разработкой портала мы провели большую научно-исследовательскую работу, изучили все бизнес-процессы, которые происходят в морском порту, познакомились с международным опытом. Оказалось, что в разных странах взаимоотношения морских перевозчиков, импортеров и контрольных органов выстраиваются по-разному. Где-то информацию о грузах и о судах аккумулирует морской порт, где-то - органы власти. В РФ таким аккумулятором станет ФТС.

Какие операции уже сейчас можно выполнять с помощью портала?

Алексей Шашаев: Прототип портала позволяет импортерам и перевозчикам подавать на таможенный пост предварительную информацию о товарах. Кроме того, контрольные органы могут направлять друг другу запросы, изучать электронные документы, которые участники ВЭД загружают в систему.

Чего пока не хватает порталу, так это организации полноценного взаимодействия представителей ФТС, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Пограничной службы. В будущем, когда появится полнофункциональная версия, мы планируем "привязать" портал к программным средствам всех контрольных органов.

В ближайшее время таможенная служба объявит конкурс на проведение опытно-конструкторской работы на создание полнофункционального программного средства, которое со временем будет внедрено в работу всех российских портов. Думаю, в итоговом виде портал заработает не раньше чем через 9-12 месяцев, а пока мы продолжим тестирование прототипа на объектах пилотной зоны.

Основная идея - со временем перейти от бумажного документооборота к обмену электронными документами через наш портал. Это позволит контролировать весь процесс в целом, время нахождения конкретного контейнера в порту, разбирать возможные конфликтные ситуации, вести статистику, анализировать деятельность различных служб.

Кто финансирует этот проект?

Алексей Шашаев: Проект реализуется за счет бюджетных средств, которые выделяются ФТС России на развитие ИТ. Стоимость научно-исследовательской работы, разработки прототипа портала и внедрения программного средства в опытную эксплуатацию составила около 12 млн рублей. И сейчас, и в будущем все заинтересованные лица смогут пользоваться системой абсолютно бесплатно.

Можно ли говорить о каких-то результатах по итогам первого этапа тестирования программного средства?

Алексей Шашаев: Пока загрузка информации в систему "Морской порт" не освобождает участников ВЭД от бумажного документооборота. И стороны, которые участвуют в тестировании, делают это в свободное от основной работы время. Поэтому главный наш результат - это интерес со стороны представителей бизнеса, администраций морских портов, контрольных органов.

Мы благодарны всем, кто принимает участие в эксперименте, направляет в ФТС России свои предложения и замечания. Такое взаимодействие позволит учесть все плюсы и минусы и сделать итоговую версию портала наиболее удобной и функциональной.

Водный транспорт