Премиальные квоты
Предложения минсельхоза РФ на этот счет содержатся в проекте "Комплекс мер по стимулированию производства пищевой и иной продукции из водных биоресурсов с высокой степенью переработки и ее экспорта". Проект пока не утвержден, но есть основания полагать, что чиновники настроены очень серьезно. Например, они собираются стимулировать поставки сырья для отечественных рыбоперерабатывающих компаний через поэтапное увеличение прибрежных квот. По мнению специалистов минсельхоза, прибрежная квота "должна составлять не менее 80 процентов совокупных действующих мощностей по береговой рыбопереработке". Льготы по уплате налога за пользование водными биоресурсами (ВБР) предполагается установить только для тех рыбаков, кто поставляет свою продукцию на российский рынок, причем размер льгот должен зависеть от степени переработки улова. С 2018 года, когда рыбаки будут наделяться долями квот на очередные 10 лет, предполагается включить в договоры о распределении квот обязанность добывающих компаний поставлять сырье на береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Более того, с этого же года чиновники намерены ввести премиальные квоты, которые будут распределяться по итогам квартала, полугода или года только между теми рыбопромышленниками, которые за этот период поставляли рыбу на российский берег. Не исключено, что премиальные квоты составят 20 процентов, а остальные 80 будут "основными". А чтобы уменьшить административные барьеры, власти предполагают начать в четвертом квартале 2014 года пилотный проект электронной ветеринарной сертификации при поставках рыбопродукции российского промысла из Мурманской области.
- Одно из предложений касается выравнивания налоговой нагрузки по всей товаропроводящей цепи, - отметил Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного союза, который объединяет российские рыбоперерабатывающие предприятия. - Дело в том, что очень многие рыбаки освобождены от налога на имущество, на прибыль и НДС. Вместо этого они платят единый сельхозналог. И когда они отгружают продукцию рыбоперерабатывающим предприятиям, у рыбопереработчиков возникает обязанность уплатить НДС с ее полной стоимости. Поэтому многие крупные рыбопереработчики принципиально не работают с некоторыми видами продукции и стараются иметь дело только с теми рыбаками, которые платят НДС. Это достаточно серьезно сковывает товарооборот.
Рыба для миллиарда
Отдельный вопрос - работа с потребительским рынком, подчеркивает эксперт. Одно из предложений заключается в том, чтобы обязать органы власти закупать для различных нужд порционное филе, изготовленное из российского сырья российскими производителями. В том числе и на судах. Причем закупать не абы у кого, а именно у тех предприятий, которые имеют уже внедренные и действующие системы менеджмента качества. Они подразумевают аудит третьей стороны, который подтверждает, что продукция данного предприятия соответствует всем стандартам качества. Это позволит отсечь недобросовестных производителей от рынка, а государству - серьезно сэкономить. Если больница или колония закупает обезглавленный минтай, то отходов будет достаточно много - как минимум кости и обрезки. От порций филе отходов не будет почти никаких, а кости рыбоперерабатывающее предприятие сможет переработать и продать, например, на птицефабрику или в качестве корма пушному зверю. В любом случае это уже будет продукция с более высокой добавленной стоимостью.
Еще одно новшество касается продвижения рыбной продукции в розничной торговле. Предполагается создать отраслевые стандарты качества, которые превосходят своей строгостью ГОСТы. В эти стандарты должны вкладываться и государство, и сами производители. Рыбопродукцию, которая будет соответствовать этим стандартам, предполагается снабдить "Знаком высокого качества" для маркетингового продвижения на рынке.
В то же время эксперты отмечают, что российская рыбопереработка не может и не должна "закрываться" от импорта рыбы, поскольку это может сильно отразиться на внутреннем рынке. Не менее важный вопрос - искусственное разведение рыбы. Более половины рыбы, потребляемой во всем мире, исключая Россию, выращено в садках. И только в России ее количество составляет около трех процентов, или 150 тысяч тонн. Любопытно, что еще 10 лет назад это соотношение было приблизительно один к трем. Сегодня в мире добывается 90-95 миллионов тонн "дикой" рыбы. С 2001 по 2011 год объемы аквакультуры выросли с 34 миллионов тонн до более чем 70. За этот период население Земли выросло примерно на один миллиард человек, а промысел остался на том же уровне. Это означает, что развитие аквакультуры очень серьезно сдерживает рост цен на все рыбное сырье. Аквакультуру крайне важно развивать и в России. Иначе сдержать рост цен на рыбопродукцию будет невозможно.
- Сегодня 92 процента импорта составляет обезглавленная рыба - практически сырье, - добавляет Сергей Гудков. - От этого следует уходить. Вывозить за рубеж нужно продукцию глубокой переработки, в том числе разнообразные пресервы и консервы - то, что уже готово к употреблению. Мы должны к этому стремиться. Конечно, мы не можем это сделать одномоментно.
Поддержка или лоббизм?
Рыбаки относятся к этим идеям скептически - особенно к стимулированию поставок рыбы на российский берег, считая это лоббизмом чиновников по отношению к определенным бизнес-структурам. Например, единственный незамерзающий порт на Северо-Западе, который работает круглогодично, - это Мурманск. Свежую неразделанную рыбу можно успеть доставить только туда, иначе она испортится. Но надо учесть, что ту же прибрежную квоту, за счет которой магазины снабжаются "охлажденкой", имеют предприятия не только в Заполярье, но и в Карелии, и в Архангельской области. И если планы федеральных властей воплотятся в реальность, то всю эту квоту придется везти в Кольский залив и поставлять тем трем-четырем рыбоперерабатывающим предприятиям, находящимся в Мурманске.
Рыбопереработчики Архангельска и Карелии окажутся в нелучшем положении. Еще одна проблема связана с тем, что намеченные правительством меры вовсе не гарантируют уход от экспорта.
Неразделанная рыба интересна тем, что из нее можно сделать филе первой заморозки. Но доходы российских граждан не позволяют большинству из них покупать это филе. Зато оно очень ценится за рубежом, так что с увеличением объемов сбыта за границу никаких проблем нет. В итоге снова возникает вопрос экспорта, против которого борются минсельхоз и Росрыболовство.
Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России:
- Не очень я верю в такие меры. У нас социализм или рынок? Особенно большие сомнения у меня по поводу того, что 80 процентов сырья рыбопереработка должна получать за счет прибрежной квоты. Любой рыбопереработчик на берегу всегда будет завышать производственные мощности, и проверять его можно сколько угодно. Ну, переработают они рыбу, а кто ее купит? И что такое "высокая степень переработки"? До сих пор нет документа, который дал бы ответ на этот вопрос. Допустим, что к этой продукции можно отнести филе. Но оно стоит 150-180 рублей, а то и больше. А платежеспособный спрос населения маленький. Пенсионер или бюджетник лучше возьмет две курицы, чем один килограмм рыбного филе.