На языке флотоводцев это дипломатично называется демонстрацией военно-морского флага. Эксперты по международной безопасности высказываются более откровенно: в связи с событиями на Украине США явно пытаются оказать психологическое давление на нашу страну.
Напомним, что американские боевые корабли курсируют в Черном море с февраля. Поначалу в Вашингтоне объясняли это участием кораблей ВМС в международных учениях. Но маневры уже завершились, а покидать регион американские военные не торопятся.
Более того, они наращивают там свое присутствие - к эсминцу "Truxtun" вот-вот присоединится эсминец Donald Cook. Судя по риторике из-за океана, корабельную группировку США в Черном море могут усиливать и дальше. Особенную тревогу вызывает тот факт, что Donald Cook оснащен системой противоракетной обороны "Иджис" и крылатыми ракетами "Томагавк".
Какой стране будет приятно, когда поблизости от твоих берегов ходит корабль, способный одновременно следить и поражать цели на суше, в воде, под водой и в воздухе. Причем "Иджис" может это делать в автоматическом режиме и на расстоянии в две сотни километров от объекта атаки. А тут еще появилась информация, что эсминец США киевские власти вроде бы пригласили зайти в Одессу.
Чем все это грозит России? Прямого военного противостояния флотов, конечно, ждать не стоит. У черноморцев в Крыму давно создана надежная противоракетная оборона, да и ракетный крейсер "Москва" мгновенно отреагирует на любую провокацию американцев. Этот корабль на Западе не случайно прозвали "убийцей авианосцев". 16 противокорабельных комплексов "Вулкан" способны пустить на дно группировку и покрупней той, что сегодня собирается неподалеку от наших берегов.
Тем не менее равнодушно смотреть на звездно-полосатые флаги в Черном море военные, политики и дипломаты России, конечно, не станут. Наш МИД наверняка проверит, насколько присутствие там американцев укладывается в конвенцию Монтре. Которую, заметим, США уже неоднократно нарушали.
Этот документ еще в 1936 году установил режим нахождения кораблей и судов в Черном море. Для военных кораблей нечерноморских держав конвенцией предусмотрены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками.