10.04.2014 00:34
В мире

Немецкие женщины приучили своих мужчин к послушанию

Культа молодости в Германии нет, и немки не стесняются своего возраста
Текст:  Анна Розэ
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №82 (6354)
Немки своего возраста не стесняются. Видимо, благорасположенность общества к женщинам любого возраста поддерживает немецких дам в тонусе. Характерно, что культа всеобщей молодости в Германии не существует.
Читать на сайте RG.RU

С одной стороны, причина этому - традиционное немецкое уважение к любой личности, с другой... демографический кризис. Число смертей превышает число рождений, а пожилых - треть от всего количества граждан. Поэтому культ молодости поневоле уступает место культу почетного молчания перед возрастом. Средний возраст жизни в ФРГ - 85 лет. А когда в 50 тебе "светит" еще треть жизни, разве можно говорить о конце и пенсии? Кстати, возраст выхода на пенсию в Германии будет увеличен до 67 лет. Так что коллега в 50 еще совсем, можно сказать, свежий огурчик.

Помню, как впала в депрессию московская подруга, энергичная, работоспособная, талантливая, которой все давали от силы 35, когда работодатель на собеседовании взглянул в ее паспорт. "Что вы, вам же уже сорок, я не могу вас принять!". Вика долго проходила период регенерации после нескольких подобных отказов. Наконец-то устроилась в крупную пиар-компанию, но больше никому в руки не давала свой паспорт.

Подобное отношение к женщинам в Германии исключено. Возрастная дискриминация и раньше не особенно проявлялась здесь, просто потому, что любая дискриминация вызывала всеобщее возмущение. Теперь же планка молодости поднята, и немецкие женщины после 30 считают себя девушками. Ситуация на рынке невест в Германии тоже совсем иная. "Старая, года поджимают", - говорит 25-летней девушке сваха в известной российской телепередаче. Такой настрой в обществе лишает многих, кому за 30, уверенности в себе.

Роструд: Что должна знать работающая женщина о своих правах

Я полгода была свидетельницей бурного романа 65-летней Марии из Одессы и сотрудника германского министерства. Импозантный мужчина увидел интересную женщину в кафе и потерял голову. Познакомились, поняли, что созданы друг для друга. Препятствием был немецкий язык. Но и его пара скоро преодолела. Теперь Мария живет с новым мужем в Германии. А я все удивлялась, что он не за нимфеткой 20-летней погнался, а выбрал приятную во всех отношениях женщину своего возраста.

Рассказала как-то сорокалетней немецкой подруге о "возрастном шовинизме" в России. Та опешила: "То есть у ваших женщин жизнь кончается в сорок? Так приучайте своих мужчин менять свои воззрения!"

Подруга имела в виду течение немецкого феминизма, которое научило мужчин в Германии рассматривать женщин не как объект развлечения, а, что называется, видеть в ней человека. Привычный советский типаж женщины-работницы, матери и хозяйки, умудряющейся в свободное от всех дел время ублажать супруга, - этакой эмансипированной рабыни, в Германии был распространен лишь на территории ГДР. В ту же самую эпоху представление о роли женщины в "капиталистической части" страны было не менее отвратительным: бессловесное существо, отдающее себя дому и многочисленным детям, обслуживающее мужчину - добытчика и повелителя. Как это и бывает в случае любой дискриминации, именно это урезанное донельзя понимание женской участи привело в Западной Германии к бабьему бунту - всплеску феминизма, требующего пересмотра роли женщины как кормилицы, воспитательницы, командира ковров и кастрюлек. Благодаря этому течению в 70-е годы начался приток девушек в университеты, на предприятиях и в учреждениях появились "уполномоченные по правам женщин", а в объявлениях о вакансиях стали писать, что "при равной квалификации женщинам отдается предпочтение". Дошло даже до того, что мужчины намеренно отказывались придерживать женщинам дверь и помогать им надевать пальто.

Самым страшным для немецкой женщины будет отношение как к объекту чистого наслаждения, обращению как с красивой куклой. Мужчины усвоили этот урок накрепко и даже не дарят цветы при первом свидании. Сначала познакомиться, поговорить, а потом уже конфеты и букеты. Я помню, как мой муж в начальный период нашего романа предложил мне купить булочки на завтрак. Я удивилась и обиделась: две недели он сам покупал, стоят ведь всего три копейки. А он потом объяснил: он сделал это потому, чтобы я не воспринимала его как спонсора. На такие отношения он не был согласен. Теперь-то все уладилось, и все доходы идут в общую копилку. Кстати, часто в России приходится сталкиваться с предрассудками, что западные мужчины жадны и скупы. На своем опыте отношений с мужчинами в России и вне ее однозначно не могу этого подтвердить, а вот другой слух соответствует истине: ухаживание и почитание женщин в Германии выглядит намного скромнее. Здесь ее не возводят на пьедестал, не обоготворяют и не делают из нее культа. Например, до сих пор мой муж, западный берлинец, отказывается дарить цветы на 8 Марта. Считает это лживостью и дарит, когда захочет, а не по расписанию.

Но чрезмерное увлечение равноправием полов не спасло от перекосов. Моя весьма привлекательная подруга Аннетте, мечтающая иметь семью и детей, вот уже десять лет никак не выйдет замуж. Чуть только дойдет до интима, она рассказывает мужчине о том, как он должен уважать ее права, чертит границу, за которую он не должен выходить. Годы идут, а шансов выйти замуж, чтобы успеть нарожать детишек, все меньше.

Научившись самоопределению, немецкие женщины разучились подчиняться и идти на компромисс в браке. Вот и смотрят немецкие мужчины на восток: в меру эмансипированные славянки и азиатки дадут им уют, обеспечат тыл и вырастят детей. У всех моих немецких и русских подруг, вышедших замуж за немцев, проблем с хозяйством нет: мужья помогают, как могут.

Немецкие женщины все же приучили сильный пол к послушанию дома: у местных мужчин, ищущих и жену, и служанку, ничтожно мало шансов создать семью.

Германия