В ожидании новоселья
Дом, в котором жил Александр Алексеевич, сгорел в июне 2008 года. Во время пожара он и сам серьезно пострадал, получив многочисленные ожоги лица и тела. Мужчина вынужден был продать земельный участок, где раньше был его дом. Полученные 200 тысяч рублей ушли на лечение. Ни органы соцзащиты, ни ветеранские организации в тот момент никакого участия в судьбе ветерана войны не приняли.
Оправившись после многочисленных операций, в июне 2011 года он обратился в районную администрацию с просьбой поставить его на учет как нуждающегося в жилье ветерана войны и труда. С тех пор и начались хождения по мукам. Аксютин писал во всевозможные инстанции: депутатам районного, областного и государственного уровня, в администрацию Красноармейского района, областное правительство, уполномоченному по правам человека, в прокуратуру и президенту России. Но... новоселье до сих пор так и не случилось. Глава района Павел Елин после очередного обращения ветерана предложил ему де-юре прописаться у кого-нибудь в селе, но де-факто - живи где хочешь, поскольку квартир в маневренном фонде района нет.
Последние несколько месяцев пенсионер жил у своего племянника Сергея - инвалида-колясочника, а до этого ютился где мог: у соседей, знакомых, бывало и на улице... Впрочем, жилье племянника лишь условно можно таковым назвать: дом без удобств, с покосившейся крышей. В начале февраля этого года племянник был вынужден отказать родственнику в регистрации по месту пребывания, поскольку из-за этого Сергей не может претендовать на льготы и бесплатные лекарства. И ветеран войны вновь оказался фактически на улице.
По состоянию на 1 января прошлого года Александр Алексеевич стоял в очереди на улучшение жилищных условий под номером восемь (об этом, кстати, сообщается в ответах всех органов власти, в которые обращался ветеран). Сегодня - под номером шесть. Насколько пенсионеру удастся продвинуться в очереди в течение 2014 года, пока неизвестно. Зато известно, что в 2013 году Красноармейскому району на обеспечение жильем граждан, проработавших в тылу в годы Великой Отечественной войны, из областного бюджета было выделено 1,019 миллиона рублей. Этих денег хватило на то, чтобы предоставить новое жилье только одному из ветеранов-очередников. А Александр Алексеевич не имеет угла уже более шести лет.
Как под копирку
Многочисленные ответы чиновников и депутатов как две капли воды похожи один на другой: стандартные казенные предложения, понять которые человек без специального образования (не говоря уже о 84-летнем ветеране) вряд ли сможет. Сложнее всего для понимания Александру Алексеевичу дался ответ уполномоченного по правам человека Ирины Скуповой, в котором можно прочесть следующее: "В соответствии с требованиями статьи 2 ч. 2.1. п. 2.2 Закона Самарской области от 11. 07.2006 г. N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", а именно отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года..."
Заканчиваются же все эти письма, как правило, стандартной фразой: "Таким образом, улучшение Ваших жилищных условий возможно осуществить в порядке очередности, при следующем распределении средств областного бюджета администрации Красноармейского района...".
Правозащитники утверждают, что с юридической точки зрения все формальности соблюдены. Все сделано, а точнее написано на бумаге, по закону. Однако с человеческих позиций, конечно, равнодушие чиновников и депутатов налицо.
О формальном отношении чиновников к проблеме Александра Алексеевича красноречиво говорит и то, с какой невнимательностью и небрежностью в министерстве строительства Самарской области подготовили ответ на его официальное письмо. Ответ чиновников начинается так: "Уважаемая Александр Алексеевич!" Документ, кстати, подписан первым заместителем министра строительства Андреем Крикуненко. Конечно, чиновники могут сослаться на большую загруженность, на элементарную опечатку. Однако все это вряд ли дает им право на подобного рода "неточности" в отношении ветерана войны.
Не заявишься - забудут
За месяц до Дня Победы Александр Алексеевич вновь переехал к знакомым, где, возможно, и встретит праздник. Куда подастся потом - не знает. Также как и не знает, поздравят ли его с 9 мая те самые чиновники и ветеранские организации, которым он написал не одно письмо. В прежние годы открытки со словами благодарности за Победу, продуктовые наборы приходили ветерану по месту его прописки - к племяннику. Сегодня у Александра Алексеевича прописки нет, а значит, отправлять поздравительные телеграммы и продукты некуда. Чтобы все-таки о нем не забыли, труженик тыла должен сам заявить, что он жив-здоров, и лично попросить органы соцзащиты или ветеранские организации, чтобы открытки и бандероли приносили по новому адресу. Благо, собирать документы, подтверждающие его проживание по этому адресу, не нужно. В любом случае никто из общественных организаций или органов соцзащиты не озадачится вопросом, почему ветеран войны больше не живет по ранее указанному адресу. Это проблема исключительно самого ветерана. Об этом в разговоре с "РГ" сообщил председатель Самарской областной общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Иван Сахаров.
- Ветеран должен обратиться в социальную службу или хотя бы к нам и сообщить, где он находится. Он должен заявить о себе, иначе его не найдут! Кто ж за него это сделает? - уверен Сахаров.
И это при том, что его организация имеет достаточно разветвленную сеть районных и сельских отделений. А глава Красноармейского района вообще у них на хорошем счету.
- Я знаю, что глава Красноармейского района - прекраснейший человек. У нас там отличный председатель районного совета ветеранов, и то, что Аксютин стоит шестым в очереди, еще ничего не означает. А вдруг до Дня Победы его вопрос решится? - подытожил Сахаров.
Что касается содействия со стороны ветеранской общественной организации, куда, кстати, Аксютин обращался не единожды, то, со слов Сахарова, у них есть возможность влиять на принятие решения. Однако в каждом случае нужно рассматривать проблему со всех сторон.
- Все ветераны Великой Отечественной войны Самарской области поставлены на учет. Уверен, что о проблеме Аксютина в региональном правительстве знают. Но нужно понимать, что если в районе свободного жилья нет, то просто так из воздуха его не возьмешь, - сочувствует Сахаров.
Получается, что на деле ветеранская организация вряд ли способна помочь Александру Алексеевичу. Тем не менее Иван Сахаров все же записал его контактные данные.
Поэзия о помощи
Уходя из редакции "РГ", Александр Алексеевич протянул свернутый листок.
- Я там стих написал небольшой о помощи. Понимаю, что добиться от чиновников предоставления мне квартиры - дело невозможное, но, может быть, найдется какой-нибудь бизнесмен или просто состоятельный человек, который поможет приобрести жилье. В селе дома намного дешевле стоят, чем у вас тут в городе. Но один я это не потяну. У меня пенсия 15,5 тысячи рублей всего, из нее не накопишь. Может, напечатаете стих? - с надеждой в голосе спросил Александр Алексеевич.
Отец с сыном на фронте били врага!
Мать с сыном были на фронте труда!
Все для фронта, все для Победы, твердили тогда.
Поможем с жильем ветерану войны и труда.
Контакт
Перечислить средства для покупки жилья Александру Алексеевичу Аксютину можно на его счет в Сбербанке: 42306 810 05409 070 4512.