Об этом говорится в законопроекте минкультуры, который сейчас проходит процедуру публичного обсуждения. Документ опубликован на едином портале раскрытия информации о подготовке нормативно-правовых актов.
По мнению авторов проекта, российское телевидение сегодня не заинтересовано в продукции российских мультипликаторов, поскольку такая продукция стоит дорого и не окупается рекламой. Напомним, что действующий закон запрещает прерывать рекламой любые телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Чтобы исправить ситуацию, эксперты минкультуры предлагают внести поправки в Закон "О рекламе", разрешающие прерывать национальные анимационные ленты "рекламными паузами" разной продолжительности. Так, по задумке авторов, в мультфильмах продолжительностью менее 12 минут одноминутную рекламу можно показывать только в начале и в конце сеанса, а в мультиках длиннее 12 минут еще и в середине сеанса. Если программа идет больше 25 минут - реклама по 1,5 минуты в начале, середине и конце, больше 40 минут - по 2,5 минуты, больше 85 минут - по 3 минуты в начале и в конце, а также 4,5 минуты в середине.
Между тем не всякими роликами можно прерывать детские сеансы. Под запрет, по мнению экспертов ведомства, должна попасть реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, нижнего белья и средств гигиены, предназначенных для взрослых, биологически активных и пищевых добавок и так далее.
Стоит отметить, что в прошлом году похожий законопроект, авторами которого стали депутаты Станислав Говорухин, Мария Кожевникова и Елена Драпеко, уже был внесен в Госдуму. Законодатели предлагали разрешить прерывать на рекламу не только мультфильмы, но и все "детские и образовательные телепередачи". "Телевидение не заинтересовано в отечественной анимации из-за высоких закупочных цен и запрета на рекламу в детских передачах, - заявила тогда Кожевникова. - В результате наши дети смотрят низкокачественные и дешевые мультфильмы с Запада, так как зарубежная анимация достается телеканалам подчас в виде бонуса за купленный фильм или игровой сериал".
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
- Всегда выступал против рекламы в мультфильмах, и вот почему. Как показали опросы, которые проводили в развитых странах, около 80 процентов родителей не могут устоять, когда дети просят что-то купить после просмотра рекламного ролика. То есть четверо из пяти "ломаются", что приводит к нездоровому потребительскому ажиотажу.
Вторая проблема - показ рекламы тех товаров, которые детям не предназначены. Даже если многие из них запретят, то останется так называемая мусорная еда - газировка, чипсы и другая вредная пища. Очевидно, что это только усугубит и без того достаточно сложную ситуацию с ожирением среди российских детей и подростков. Я вообще считаю, что у детей должна быть более разнообразная жизнь, не ограниченная посещением школы и просмотром телевизора.
Максим Прохоров, детский и подростковый психолог:
- Я считаю, что возвращать рекламу в мультфильмы и детские передачи недопустимо. Дело в том, что дети более восприимчивы к ярким роликам по телевидению, чем взрослые. И если мама или папа пропустят такую информацию мимо ушей, то их ребенок сразу захочет приобрести то, что рекламируют. В этом случае в психологическом плане скорее пострадают родители, которым придется выслушивать бесконечные требования и просьбы "купи".
Что касается негативного влияния на психику детей, то здесь все зависит от воспитания в семье. Если у мамы и папы ценности не только потребительские, то и ребенок будет меньше обращать внимания на рекламу, а больше читать книги и ходить с родителями по театрам. Такие дети отчасти застрахованы от влияния телевидения и Интернета
Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике трудовым отношениям и качеству жизни граждан:
- Сегодня во всем мире растет количество ребят, больных аутизмом. Специалисты в том числе связывают это с тем огромным количеством разнородной информации, которая постоянно обрушивается на детей. Психика от этого явно разрушается.
Так что перед тем, как принимать подобные законы, надо доказать, что на здоровье малышей это не повлияет. Цель в этом случае - увеличение количества детских передач на телевидении - ни в коем случае не оправдывает средства. Наверное, есть другие способы расширить сетку детского вещания, не прибегая к таким радикальным мерам. Максимум, что можно, на мой взгляд, разрешить, это показывать ролики между мультфильмами, но никак не во время сеанса.