11.04.2014 00:22
Общество

Каково быть молодым ученым в России

Каково быть молодым ученым
Текст:  Надежда Буйлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6355)
Молодой ученый - зверюшка в наших краях редкая и непуганая. Так получилось, что я имею счастье с ними общаться и надеюсь когда-нибудь стать одним из них. А пока я слушаю, смеюсь и ужасаюсь...
Читать на сайте RG.RU

Все началось с того, что моя подруга А., генетик, написала мне радостно: "Сегодня мне удалось собрать ведро!" Естественно, моей первой реакцией было: "Ведро?" Дальше позвольте процитировать: "Это серия меристем арабидопсиса. Меристема - это стволовые клетки растения, она, собственно, и обеспечивает рост растения. И вот я их и собираю. По 30 штук каждый день. Они очень маленькие и на стократном увеличении их видно еле-еле. Поэтому процесс небыстр. Вообще-то это лазерной микродиссекцией делают. Но у нас ее нет. Только топор и кувалда. С Национального корпуса русского языка тоже омонимию вручную снимают. Сидят филологи и карандашиком правят 500 миллионов слов вручную".

Отечественная наука находится в каком-то странном состоянии кота Шредингера: она одновременно мертва и не мертва. Лучше всего математикам и лингвистам: их исследования требуют лишь стопки бумаги и карандаша. А вот естественникам приходится хуже.

Все начинается с того, что оклад аспиранта - семь тысяч рублей, поэтому надо получить грант. Грант - это очень, очень много бумажек, которые надо заполнять строго по правилам. У старших на это как-то хватает терпения, а у молодых случается истерика на третьей анкете с тысячью вопросов.

Потом надо работать. То есть осваивать грант. И здесь в силу вступает поговорка "голь на выдумки хитра". Потому что для половины опытов нет оборудования, а для второй половины оно такое, что лучше бы его не было. Реактивов нет. Точнее они есть, но не у нас. И идут до лаборатории по три месяца.

Работать можно, но... только по разрешению. Есть реакции, которые надо проверять регулярно. Допустим, раз в три часа. Чтобы остаться в лаборатории после девяти вечера, нужно одно разрешение. Чтобы остаться на ночь - второе. Чтобы прийти в праздники или выходные - третье, пятое, двадцать девятое. Чаше всего именно молодые ученые с этим сталкиваются, потому что маститые профессора не будут ночевать в лаборатории. Но даже если вы добились разрешения на работу, смогли поймать стеклодува, чтобы вам сделали нужную вам колбу, украли в соседней лаборатории магнитную мешалку, вас ждет последнее испытание - отчет. 700 страниц отчета. Кто все это осилит, тот и победитель. И может претендовать на новый грант и снова заполнять анкеты.

Наука