11.04.2014 00:04
Культура

Московские художники встретят 12 апреля на космическом уровне

Московские художники встречают 12 апреля на космическом уровне
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6355)
Ну как там удержаться - этому маленькому, слепленному из мякиша космонавтику на соломинке, из множества которых и собрана эта вот станция "Мир" работы Леонида Тишкова. А рядом с ней и другие столь же невесомые космические объекты из его серии "Космическая станция, межпланетные корабли и другие летающие объекты".
Читать на сайте RG.RU

- Космическая романтика у нашего человека, наверное, живет уже в подкорке. Иначе у художников, узнавших о нашей теме , не нашлось бы к ней уже готовых работ, а многие так и просто взялись создать их специально к выставке, - говорит куратор экспозиции "К полету готов?" Дмитрий Буткевич. - К тому же, не забывайте, между звездами и художником всегда были родственные, братские отношения.

В Манеже "оживят" более тысячи шедевров русского авангарда

"К полету готов?" - с такого вопроса летчика-испытателя и инструктора первой шестерки советских космонавтов Марка Галлая начинался каждый тренировочный полет Юрия Гагарина, Павла Поповича и других космических первопроходцев. А Лера Галлай, один из кураторов выставки и внучка Марка Галлая, к столетию которого экспозиция приурочена, подводит нас к работе Сергея Базилева "Гагарины в Крыму" - как раз из числа работ, написанных специально к выставке. Гагаринские жена, дочка и сам один из главных людей ХХ века на полотне плещутся у берега в рябой воде, как всегда у Базилева, необычайно живая, играет и переливается, словно перед нами фотография.

Космос в работах современных художников выглядит жизнеутверждающе, весело, философски и иронично. От безудержной романтики времени первых полетов, через безразличие позднесоветского периода художники пришли к нынешнему иронически-философскому восприятию темы. Таисия Короткова в своем цикле "Серийные технологии" словно подглядела все технологические детали создания ракет в соответствующих цехах и скрупулезно изобразила их на пролевкашенной доске и красками, предназначенными для писания икон - сыграв таким образом в игру со временем, сообщив современным технологиям налет иконописной вечности.

Георгий Острецов в одомашнивании космического пространства пошел еще дальше, соорудив из обломков упавшего некогда под Ярославлем астероида кресло, в полукруглом, выложенном деревом, сиденье которого сам же художник удобно расположился перед открытием выставки. Заглянув в подвешенный к потолку "телескоп", сформированный вложенными друг в друга уменьшающимися кастрюлями, можно увидеть небо и звезды, на гипсовых рельефах Бориса Кочейшвили белоснежная ракета стартует с ручной лепки белоснежного космодрома, Зоя Сокол решила приземлить, приблизить к зрителю легендарных Белку и Стрелку - и поместила портреты геройских собачек в классическую "сборную" черно-белую фотографию их школьного класса.

Невольно поддержала организаторов выставки в приземлении легендарного текущая политическая ситуация. Так уж сложилось (случайно! все договоренности были достигнуты еще в начале осени!), что выставка "К полету готов?" оказалась российско-украинской: из сорока участников экспозиции примерно четверть оказались гражданами соседнего государства. И специально созданные к выставке работы едва ли не главных мастеров современной украинской арт-сцены - например, портреты Гагарина работы Александра Ройтбурда и Анатолия Ганкевича, "Рождество" Ильи Исупова, получившие вполне официальное разрешение на вывоз, и другие полотна доставлялись из февральского Киева поездом и со всеми мерами предосторожности, для пущей безопасности свернутыми в тубусы. И так, возможно, оказались сохраненными и не взлетели на воздух уже буквально.

Между тем

Выставка "К полету готов?" будет открыта в Московском музее современного искусства по адресу: Тверской бульвар, 9, до 11 мая 2014 г. Стоимость билета - 250 рублей.

Арт Москва Столица