Выгоды здесь очевидны и в связи с планами Индии стать участницей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Китай поддерживает трубопроводные поставки нефти в Индию, что неудивительно. Один из вариантов проекта - прокладка нефтепровода из Алтайского региона через северо-запад Китая на север Индии. Директор Центра стратегических исследований в энергетике КНР Ся Ишань считает, что "проект выгоден как Индии, так и Китаю, поскольку позволит КНР стать в дополнение к "статусу" получателя российской нефти и ее транзитером". Для РФ дополнительная выгода проекта - обеспечение нефтью рынка ШОС.
"Россия и Индия договорились о создании совместной группы для изучения возможности прямой наземной транспортировки углеводородов" - сказано в совместном заявлении Владимира Путина и премьера Индии Манмоха Сингха. Кстати, межгосударственное обсуждение проекта началось еще в 2005. В конце 2013-го за его реализацию выступило руководство ONGC: "Нефтепровод из РФ представляется целесообразным. Детали проекта будут уточняться с российскими партнерами".
Проект, по мнению директора агентства "Газовый бизнес" Михаила Ермоловича, может быть связан и с созданием российско-индийского нефтехимического СП в штате Гуджарат. Инвестиции в это предприятие оцениваются в 450 млн долл., его мощность - 100 тыс. тонн готовой продукции в год.
В целом Индия планирует существенно нарастить резервы "черного золота", что связано с ростом внутреннего спроса. Секретарь индийского МИДа Аджай Бисария заявил, что "закупки нефти в РФ составили в 2013-м 176 млн долл., но Индия намерена покупать больше. Для этого нужен сухопутный маршрут". Кстати, до 35% его протяженности приходится на высокогорные районы. Предварительная стоимость проекта - 30 млрд долл.; окончание строительства - 2020-2022 гг.
Что же касается западного рынка, в связи с кризисом в евровалютной зоне спрос на нефть там очень волатилен. Вдобавок, если нужно "надавить" на Москву, в ЕС увеличивают импорт того же сырья из Норвегии, Северной Африки, Персидского залива и даже с Тринидада. Но это уже проблемы ЕС.
Вдобавок в ЕС сетуют на низкие внутренние цены на нефть и газ в России, поэтому многие промышленные товары РФ "обложены" антидемпинговыми ограничениями. Как уточнил "РГ" Алексей Толстик, гендиректор инфраструктурной компании P3infra, "требования РФ об отмене использования в ЕС так называемых "энергокорректировок" в антидемпинговых расследованиях выглядят обоснованно. РФ вступила в ВТО с действующими рыночными ограничениями, и с этим фактом должны считаться". Схожее мнение высказал "РГ" Тимур Нигматуллин, аналитик "Инвесткафе": "Использование так называемых "энергокорректировок" Евросоюзом похоже на попытку нивелировать одно из ключевых конкурентных преимуществ нашей экономики. При таком подходе вводятся необоснованные антидемпинговые пошлины, из-за чего российский бизнес ежегодно недополучает более 600 млн долл.".
Словом, требуются новые рынки, и особенно те, где развиваются интеграционные процессы с участием России. Это прежде всего ШОС. Так, "рост взаимных инвестиций РФ и КНР сопровождается большей активностью российского и китайского бизнеса в других странах ШОС, - отмечает президент Международной организации кредиторов Роберт Абдуллин. - Темпы экономического роста в этих странах более благоприятные, чем в индустриальных странах". Поэтому, по оценкам WOC, к тесному партнерству с ШОС, в том числе в энергетике, тяготеют Индия, Пакистан, Монголия, Вьетнам и их соседи.