И начинать нужно с более широкого внедрения параллельного (дуального) профтехобразования в учебных заведениях и непосредственно на производстве. Таковы оценки участников форума Российско-Германской внешнеторговой палаты "Профессиональное образование в России". Как считает Михаэль Хармс, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты (РГВП), "широкое внедрение модели дуального образования в России, как показывает и германская практика, очень важно для развития малого и среднего бизнеса. Эта модель позволит расширить сеть партнеров-поставщиков в лице малых и средних предприятий, чтобы, проще говоря, далеко не все делали на одном большом заводе". Схожее мнение у Детлева Фрайхоффа, главы проекта "Профобразование" в РГВП: "Развитие системы дуального профобразования на предприятиях России крайне актуально, если учесть растущий дефицит местных квалифицированных кадров. А от этого "страдают" многие германские предприятия, работающие на российском рынке".
Сегодня не меньше 75% малых и средних предприятий в РФ работают в сфере услуг и торговли. Причем подавляющее большинство в этом секторе составляют малый бизнес и индивидуальные предприниматели. В целом доля малых и средних фирм в ВВП России составляет немногим более 20%, и на них приходится около 25% рабочих мест в стране (против 65% в Германии). Но и в этом секторе российской экономики наблюдается растущий спрос на профессиональные кадры. "Впрочем, дефицит кадров ощущается и в традиционных отраслях во многих регионах, - уточнила "РГБ" Екатерина Лошкарева, глава департамента "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив. - Все в большей мере не хватает высококвалифицированных строителей, техников, пекарей, "обладателей" других традиционных профессий".
Однако в Германии система дуального профтехобразования максимально сближена с реальной экономикой: эту систему использует и в том числе финансирует свыше полумиллиона немецких предприятий. "И, поскольку они сами оплачивают подготовку молодых кадров, государство освобождено от расходов на профтехобразование", - отмечает Роберт Брайтнер, исполнительный директор РГВП.
Между тем, по мнению директора профильного департамента минобрнауки Наталии Золотаревой, интересный опыт в развитии производственного профтехобразования имеется в Белоруссии, поэтому "может быть полезна разработка и реализация германско-белорусско-российских проектов в этой сфере".