Он считает, что главная проблема в сфере промбезопасности - присутствие на рынке экспертизы огромного количества экспертных организаций, некомпетентных в этой сфере. Они занимаются продажей уже готовых заключений экспертизы. Зачем покупать дорогостоящее диагностическое оборудование, иметь высокооплачиваемых экспертов, если сегодняшнее регулирование экспертизы промышленных объектов позволяет попросту перепродавать уже имеющиеся экспертные заключения? Это негативно влияет и на качество экспертизы, и на ценообразование в отрасли.
В Национальном союзе СРО в области промбезопасности подсчитали, что в среднем проведение экспертизы по объектам промбезопасности оценивается в 100-110 тыс. рублей. На практике же почти по 60% объектов, к примеру, относящихся к котлонадзору, экспертиза проводится за 10-15 тысяч рублей.
Ряд участников форума высказались достаточно резко, отметив бесконтрольность экспертных организаций при наличии пробелов в нормативной базе экспертизы, что при наличии на рынке экспертизы 30-40% недобросовестных участников приведет к дальнейшему ухудшению качества экспертизы промбезопасности. Причем количество недобросовестных игроков будет только возрастать, так как контроль уже не такой жесткий, как был раньше. "Цена экспертизы будет падать и дальше, это приведет к уходу с рынка десятков, а может, и сотен организаций, - считает Алексей Аникушин. Он также рассказал, что едва ли не корень всех проблем - в нормативной базе экспертизы. Так, в отношении большинства объектов экспертизы нет установленных правил и методик промбезопасности, и поэтому территориальные органы Ростехнадзора отказываются признавать легитимность новых нормативных документов.
Действительно, считается, что с этого года Ростехнадзор ослабил свои контролирующие функции. Дело в том, что с этого года в системе промбезопасности работает полноценная система госрегулирования, в основе которой два федеральных закона, принятых в прошлом году (22-ФЗ и 186-ФЗ). Эксперты отмечают, что 186-ФЗ не решил всех проблем по экспертизе безопасности на промышленных объектах. А те документы, которые были подготовлены для реализации этого закона, еще больше обострили ситуацию.
В Ростехнадзоре же считают, что позитивные изменения с вступлением в силу новых законов очевидны. Впервые в практике всех надзоров особо опасные производственные объекты (ОПО) были дифференцированы по классам опасности. В отношении ОПО первого класса опасности, которых в стране насчитывается около тысячи, плановые проверки будут проводиться в режиме постоянного надзора. ОПО, отнесенные ко второму классу, будут проверять не чаще одного раза в год. ОПО третьего класса опасности - раз в три года. ОПО четвертого класса будут инспектировать только по мере необходимости.
Все владельцы и эксплуатанты опасных производств должны были пройти перерегистрацию. Однако, как отметил замначальника правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев, до сих пор ее не прошли более 40 тысяч объектов. Это канатные дороги и фуникулеры, лифты, газовые службы и нефтяные хранилища. В соответствии с законодательством у Ростехнадзора теперь нет оснований считать их опасными производственными объектами, и все риски фактически ложатся на собственников этих объектов.
Всего же Ростехнадзор успел пересмотреть статус почти 90% особо ОПО. И, как считают в ведомстве, эта мера позволила контролировать риски возникновения аварий и масштабы их последствий. Следствием этого, как считает Дмитрий Яковлев, является то, что в 2013 году было зафиксировано всего 145 аварий, это на 52 меньше, чем в 2012 году. Таких минимальных показателей не было с 1995 года.
- Сейчас минэкономразвития прорабатывает вопрос, чтобы такую же дифференцированную систему ввести и в остальных видах надзора, которые существуют сегодня в нашей стране, - заявил Дмитрий Яковлев.
С этого года появилось такое понятие, как "эксперт в области промышленной безопасности". Еще в прошлом году экспертизу промбезопасности проводили получившие соответствующую лицензию компании с аттестованными экспертами. Результат экспертизы - заключение, которое потом рассматривают и утверждают в Ростехнадзоре. Но для надзорного ведомства эта функция - избыточная, нередко служит источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса и необоснованным административным барьером.
- Теперь за заведомо ложное заключение экспертизы, установленное судом, эксперта ждет уголовное наказание, - рассказал "РГБ" Дмитрий Яковлев. - К примеру, это может быть заключение экспертизы, которое противоречит тому, что есть на самом деле, либо составленное с нарушением порядка проведения экспертизы.
Уголовное наказание эксперта за заведомо ложное заключение по ОПО - одно из самых серьезных наказаний, предусмотренных поправкам в статью 217 УК РФ, - считает гендиректор НТЦ "Промышленная безопасность" Елена Кловач. - Эксперту грозит 5 лет тюрьмы и еще лишение права занимать должность на три года. Экспертов ждет и административное наказание в случае допущенного правонарушения - штраф от 20 до 50 тыс. рублей и дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет. А юрлица могут быть наказаны на 200-500 тысяч рублей.