Виновата очередная эскалация украинского кризиса, уверены опрошенные "РГ" эксперты. Однако они ответили по-разному на вопрос, как сказалось на рубле решение минфина возобновить скупку валюты для пополнения Резервного фонда. Первые покупки с этой целью он должен был сделать вчера после почти полуторамесячного перерыва: эти операции были приостановлены 4 марта, когда рубль входил в крутое пике.
"Рынок очень нервный, и пока не утихнет украинский кризис, у минфина "спокойно" скупать валюту не получится", - полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. И сейчас, в период эскалации напряженности на Украине, финансовые власти выбрали не самый удачный момент для пополнения Резервного фонда, считает аналитик.
Сумма, которую минфин собирается ежедневно тратить на пополнение Резервного фонда, остается прежней - 3,5 миллиарда рублей. Для общего ежедневного объема торгов на валютном рынке это совсем немного. Но факт проведения этих операций психологически важен сам по себе, полагает Игорь Николаев. Они рациональны в том случае, если мы по-прежнему хотим ослаблять рубль. "Тогда убиваем двух зайцев: приумножаем резервы и отправляем в бюджет незапланированные доходы от экспорта", - сказал собеседник "РГ", напомнив, что экспортная выручка в рублевом эквиваленте растет пропорционально темпам девальвации нашей валюты.
Покупки валюты для Резервного фонда не могут играть против рубля, не согласен эксперт Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Пухов. "Я далек от мысли, что участники рынка начнут избавляться от рублей, узнав, что минфин вышел на валютный рынок. И потом в данной ситуации он скорее отложит эти операции", - сказал аналитик. Минфин обещал учитывать конъюнктуру рынка, чтобы не повиснуть у рубля на шее. Если стоимость бивалютной корзины будет стремиться вверх, то объем покупок снизится или же вовсе сведется к нулю, пока курсы не "отстоятся" в течение нескольких дней. Но ограничений на покупку валюты населением и банками правительство вводить не собирается. Об этом сказал в интервью журналу Forbes первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Часть средств Резервного фонда (а именно, размещенная в Банке России и инвестируемая им в иностранные финансовые активы) относится к валютным резервам РФ. Фонд гарантирует бесперебойность выполнения государством своих обязательств на случай обвала цен на нефть и газ и таким образом снижает нашу зависимость от экспорта углеводородов. Из него правительство черпает средства на досрочное погашение внешнего долга, уменьшая стоимость его обслуживания. Накануне кризиса 2008 года объем Резервного фонда достигал рекордных 142,6 миллиарда долларов, с начала прошлого года в нем находится от 83 до 87 миллиардов (от 3,9 до 4,2 процента ВВП). Точнее, долларов, евро и "немного" фунтов стерлингов. Для сравнения, чтобы сбить пламя кризиса 2008 года, понадобилось 200 миллиардов долларов.
Все эти миллиарды в такой большой экономике, как наша, прогорают очень быстро. Всех резервов - а на 4 апреля их было 473,9 миллиарда долларов - хватит на 1,5-2 года. А при самой неблагоприятной ситуации - только на несколько месяцев, прогнозирует Игорь Николаев. Схожую оценку высказал Сергей Пухов. В этом году обслуживание государственного внешнего долга обойдется в 100 миллиардов долларов, эквивалентную сумму, по умеренным подсчетам, составит отток капитала. Если так пойдет и дальше, то через пару лет Россия может оказаться в сложной ситуации, опасается эксперт.