Международный договор о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 года устанавливает переходный период до 1 января 2015 года, в течение которого планируется урегулировать вопросы интеграции новых регионов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ. За это время на правительственном уровне непременно должны быть урегулированы вопросы правового статуса и охраны интеллектуальной собственности, так как включение Крыма в состав России внесло некоторую неразбериху в эту область права.
Существует так называемый территориальный принцип действия прав на средства индивидуализации и объекты патентных прав. Это означает, что такие права возникают в соответствии с законодательством конкретного государства, их действие и защита ограничены исключительно территорией одной страны и не признаются за пределами ее границ. Об этом сказано в законодательстве большинства стран, в том числе России (например, ст. 1346, 1479 ГК РФ). Однако нет указаний, как регулируются и защищаются такие права в случае изменения государственных границ.
Если руководствоваться этим принципом, то формально в Крыму теперь действуют российские товарные знаки и патенты, в то время как правовая охрана товарных знаков и патентов, имеющихся сейчас у крымских правообладателей, распространяется на территорию Украины. Таким образом, в пределах той территории, на которой проживает такой правообладатель, у него больше нет прав на когда-то зарегистрированный им товарный знак или полученный патент. Это несправедливо. Но если разрешить использование товарного знака или патента, то это может привести к нарушению прав других обладателей товарных знаков и патентов, которые зарегистрировали свои права уже в России.
Есть несколько путей урегулирования этой проблемы. Можно обратиться к опыту Германии. Во времена объединения ФРГ и ГДР права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, зарегистрированные ранее на территории Восточной или Западной Германии, стали распространяться на территорию всей объединенной Германии. Однако в случае возникновения коллизий действовало правило о том, что права на товарный знак действуют на территории той части государства, на которой они изначально возникли. Такой вариант возможен в качестве временной меры. Тем не менее он требует четкого определения сроков, территориальных границ действия прав, объема признаваемых прав, вопросов продления регистрации прав на товарные знаки и т.д.
Также может быть использована перерегистрация товарных знаков в упрощенном порядке. Правообладателям при перерегистрации могут предоставляться льготы в отношении сроков, государственных пошлин и т.п.
Однако если на территории России уже действует знак, сходный с заявленным обозначением и зарегистрированный для однородных товаров и услуг, в регистрации будет отказано. Это повлечет безосновательное ущемление в правах тех крымских правообладателей, которые уже давно и добросовестно использовали заявленное обозначение в качестве товарного знака на бывшей украинской территории и успели заслужить соответствующую репутацию. В то же время нельзя допустить и обратной ситуации, при которой ущемлены будут права российских правообладателей. Ведь если крымские правообладатели до присоединения Крыма к России имели зарегистрированные товарные знаки на территории Украины, следовательно, рассчитывали работать именно на территории Украины. Если же теперь вследствие присоединения у них возник интерес к работе на российской территории, регистрация ими товарных знаков в России не должна превращаться в "экспансию" в ущерб интересам российского бизнеса.
Важно обеспечить баланс интересов обеих сторон: минимизировать затраты крымских предпринимателей, но не допустить в их отношении чрезмерных льгот и преимуществ, которые несправедливо повлекли бы негативные последствия для российских правообладателей. Но государству следует обязательно определить правила перерегистрации товарных знаков. В противном случае бизнес Крыма пойдет по самому сложному пути - полной процедуре перерегистрации товарных знаков со всеми действующими сроками рассмотрения заявок и государственными пошлинами.
Однако еще сложнее по сравнению с товарными знаками обстоит ситуация с объектами патентных прав. Так, одним из условий патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца является их новизна. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники (ст. 1350 ГК РФ). Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники (ст. 1351 ГК РФ). Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца (ст. 1352 ГК РФ). В расчет берутся любые сведения, ставшие общедоступными или опубликованные в мире.
Таким образом можно понять, почему одни и те же изобретение, полезную модель или промышленный образец принципиально невозможно зарегистрировать дважды. В этой связи невозможны варианты с перерегистрацией патента, действующего в Крыму, или подачей заявки на выдачу нового аналогичного патента в РФ. Единственный вариант, который остается в такой ситуации, - распространение действия имеющихся патентов исключительно на ту территорию, на которой они были получены, вплоть до истечения срока их действия. Разумеется, эти вопросы касаются уже зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности либо на регистрацию которых поданы заявки. Что касается вновь подаваемых заявок на товарные знаки или патенты - процедура их регистрации должна производиться в Роспатенте в полном соответствии с законодательством РФ.
Татьяна Сергунина, юрисконсульт практики разрешения споров компании "Патентус"