Совместное предприятие российской компании А1 и ирландского банка IBRC, возвращающее 11 объектов недвижимости в России и один торговый центр в Киеве, вышло на финишную прямую: 16 и 17 апреля 2014 года в арбитражных судах г. Москвы и Республики Татарстан должны определить дальнейшую судьбу ряда крупнейших активов. До настоящего момента партнёрам удавалось выиграть все ключевые суды, СП восстановило законный контроль над объектами в Екатеринбурге и Киеве. Однако даже сейчас предпринимаются странные попытки завладеть российскими активами с вовлечением в процесс известных украинских националистов.
Беспрецедентная с точки зрения правовых норм борьба идет за бизнес-центр Kutuzoff Tower в Москве и логистический комплекс Q-Park в Казани. Суды РФ и иностранных государств уже установили, что компании "Финансстройинвестмент" и "Логистика", владеющие Kutuzoff Tower и Q-Park, пытаются намеренно обанкротить. Предполагается, что в этих действиях участвует помощник Квина гражданин Украины Ярослав Гурняк. Этому также способствуют юридические фирмы "Адвокаты и Бизнес", "Хренов и Партнеры", которые в России последовательно оказывали юридическую помощь компаниям, связь с которыми Шона Квина установил суд. И хотя многие действия компаньонов Квина уже признаны незаконными, судьба конфликтных активов в России остается под угрозой.
Сложившаяся на российском правовом пространстве ситуация вокруг Kutuzoff Tower и Q-Park по праву вызывает негодование и у IBRC, и у мировой общественности, которая следит за ходом разбирательств. Особое внимание привлекает личность Ярослава Гурняка, который является одним из основных фигурантов в делах Квина. Журналисты выяснили, что г-н Гурняк - безработный уроженец Львовской области, который с 2012 года является членом ультранационалистической организации "Трезуб" (сегодня - "Правый сектор"), сыгравшей ключевую роль в организации боев на киевском майдане в феврале нынешнего года. По данным СМИ, г-на Гурняка объявляли в национальный (а по некоторым источникам - даже международный) розыск.
Несмотря на это, уроженец Львовской области продолжает вести сомнительную деятельность и совершать сделки не только от имени якобы управляемой им белизской компании "Галфис Оверсиз Лимитед", но и других компаний. В частности, он подписал договор купли-продажи 100% доли ООО "Ист Поинт Лоджистикс" за 1 тыс. долларов с некой уроженкой Нальчика Рахаевой А.М., что имеет решающее значение в судьбе собственности совместного предприятия. В частности, как установили суды России и иностранных государств, Ярослав Гурняк был одним из главных фигурантов в истории с выводом российских активов. Вполне вероятно, что в этом ему способствовали адвокаты АБ "Адвокаты и Бизнес", деятельность которого также вызывает много вопросов.
Известно, что интересы IBRC в России представляет его дочерняя компания "Демесне Инвестментс Лимитед", которая является абсолютно легитимным обладателем прав требований к компаниям "Финансстройинвестмент", "Логистика" и "Красный сектор", владеющим Kutuzoff Tower, Q-Park и другими активами в РФ. (Эти активы попали под контроль банка IBRC в 2011 в качестве компенсации за неоплаченный кредит Quinn Group размером 2,8 млрд евро, что категорически не устраивало г-на Квина).
Чтобы попытаться вывести часть активов из-под контроля "Демесне", в 2011 году Ярослав Гурняк одним днем подписал несколько десятков договоров, по которым долг "Финансстройинвестмента" размером 100 млн фунтов стерлингов, выражаясь юридическим языком, переуступался компанией "Демесне" в пользу "Галфис" всего за 5 тысяч фунтов стерлингов. Так IBRC в лице "Демесне" фактически лишилась своих активов, а именно - бизнес-центра Kutuzoff Tower в Москве.
Затем г-н Гурняк увеличил процентную ставку по этому долгу с 13-15% до 30% годовых, из-за чего задолженность "Финансстройинвестмента" перед компанией "Галфис" возросла более чем на 1,6 млрд рублей. И в завершение помощник Квина заключил несколько договоров поручительства, по которым без каких-либо разумных причин "Финансстройинвестмент" увеличила свой долг еще на 7,6 млрд руб., взяв на себя ответственность по обязательствам других малоизвестных российских компаний. Юридическое сопровождение ряда сделок того времени с участием компании "Галфис" вело все то же АБ "Адвокаты и Бизнес".
Есть основания полагать, что Ярослав Гурняк попытался не только украсть у IBRC российские активы, но и преднамеренно обанкротить компанию "Финансстройинвестмент", владеющую значительной их частью. За последний год депутатами Государственной Думы в адрес правоохранительных органов России направлен ряд запросов с призывом обеспечить объективное и законное разбирательство в судьбе спорных активов, защитив тем самым интересы ирландско-российского совместного предприятия.
Частично уже удалось предотвратить сомнительную деятельность Гурняка. Правопреемство с компании "Демесне" на "Галфис" было признано недействительным и отменено.
Высокий Суд Правосудия Северной Ирландии постановил, что до совершения сделок с "Финансстройинвестмент" компания "Галфис" являлась "пустышкой" и не имела полномочий действовать на законных основаниях. Высокий Суд Правосудия также постановил, что не существует правдоподобных оснований для отчуждения компанией "Демесне" собственных активов стоимостью 100 млн. фунтов стерлингов в пользу "Галфис". Непонятным оказалось и то, почему компания "Демесне" осуществила это отчуждение всего за 5 тыс. фунтов стерлингов. Суд также признал, что невозможно рационально объяснить и готовность российских должников компании "Демесне" внезапно и совместно согласиться на ставки погашения штрафных процентов в 30%.
Таким образом, все действия компаньонов Квина, направленные на вывод активов и преднамеренное банкротство компаний, были блокированы. Более того, Высокий Суд Правосудия Северной Ирландии отметил, что Ярослав Гурняк вообще не мог совершать какие-либо решающие действия от имени компании "Галфис". И в довершение всего Верховный Суд Белиза вынес решение, согласно которому г-н Гурняк не является бенефициаром компании "Галфис".
Отметим, что постановление Высокого Суда Правосудия Северной Ирландии было признано на территории Российской Федерации постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда России. Что укладывается в рамки сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также органами финансового регулирования "в целях борьбы с легализацией незаконно полученных денежных средств" по Конвенции ООН.
Так очередная попытка бизнесмена Квина с помощью Ярослава Гурняка и АБ "Адвокаты и бизнес" вывести активы из под законных собственников не увенчалась успехом и в ирландском, и в российском правовом поле. И вряд ли это возможно будет где-либо сделать законным способом, если судебные и правоохранительные органы впредь с должным вниманием станут относиться к проверке сделок, носящих международных характер.