Например, надо предусмотреть условия совершенствования механизмов реабилитации и установления групп инвалидности, что позволит сделать медико-социальную экспертизу и реабилитацию более адресной, объективной и прозрачной.
Помимо этого нужно конкретизировать основные условия обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, в том числе определить особенности их обслуживания на наземном транспорте, особенности предоставления им услуг связи.
Также новым законопроектом вводится норма о федеральном реестре людей с ограниченными возможностями как общегосударственном механизме персонифицированной оценки эффективности их реабилитации. В эту информационную систему предлагается включить не только персональные данные того или иного инвалида, но и сведения о проводимых в отношении него реабилитационных мероприятиях, о предоставляемых ему мерах социальной поддержки, о его трудовой деятельности.
Все эти изменения подробно обсуждались на прошлой неделе на заседании "круглого стола" в Государственной Думе.
Предполагается, что они вступят в силу с 1 января 2016 года. При этом законопроектом устанавливается переходный период, в течение которого органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны утвердить и реализовать "дорожные карты" по повышению показателей доступности объектов и услуг для инвалидов.
Эта работа будет проводиться в том числе в рамках государственной программы "Доступная среда" на 2011- 2015 годы. Объем ее финансирования - 180 млрд рублей. Сейчас прорабатывается вопрос о продлении срока реализации указанной программы до 2020 года.
Улучшение условий доступности услуг приведет к увеличению спроса на них не только со стороны 13 млн инвалидов, но и более 40 млн других маломобильных граждан. Если прибавить к ним членов их семей, получается, что действие законопроекта позволит сделать более комфортной жизнь 70-80 млн человек.
Одновременно будут решаться жизненно важные для людей с ограниченными возможностями проблемы, носящие конкретный характер. Их решение осуществляется путем принятия локальных законов. В 2012-2013 годах уже принято 10 таких законов. В частности, законы по обеспечению инвалидам дополнительных условий для реализации избирательного права, по улучшению механизма реабилитации в учреждениях социального обслуживания. Установлены выплаты по возмещению вреда здоровью инвалидам военной травмы, определены особенности организации образования людей с ограниченными возможностями, введены нормы, позволяющие установить требования к оснащению специальных рабочих мест для них, улучшен механизм их квотирования. Также приняты законы по повышению доступности воздушных перевозок для инвалидов, по расширению сфер использования русского жестового языка, по улучшению финансирования расходов на содержание собак-проводников, по усилению поддержки общественных организаций инвалидов. Разработка подобных законов будет активно продолжаться и в последующие годы.