Это бухта Пхэнмок - самое близкое место к району крушения парома "Севоль". Именно сюда, как надеется вся Корея, должны будут привезти почти три сотни пропавших без вести пассажиров судна. Однако сегодня люди увидели только новые тела погибших. Число подтвержденных смертей выросло до 28.
Неудивительно, что в такой ситуации, когда время растет, а и без того призрачная надежда на чудесное спасение только тает, у родственников пропавших без вести начинают сдавать нервы. "Эй ты! Не снимай, нечего!", - нервно и грозно сказал пожилой кореец журналисту, который начал было брать прицел на группу родственников, сгрудившихся вокруг представителя Центра спасения. "Предупреждаю: камеру разобью!", - добавил кореец. Журналист примирительно поднял руки и убрал фотоаппарат.
"Люди действительно стали очень нервными. В спортзале, где ночуют родственники, также стали запрещать снимать. У некоторых вырывали из рук фотоаппараты. Говорят, чтобы репортеров вообще убрали", - поделился со мной последними новостями знакомый корейский коллега.
Несколько людей, завернувшись в одеяла, пристально смотрели в сторону моря. Оттуда могут появиться их родные - в основном школьники. Всего же на данный момент пропавшими без вести значатся 268 человек.
Чтобы хоть как-то облегчить неудобства, вдоль пристани порта Пхэнмок, который наверное за всю свою историю никогда не видел такого скопления людей, развернули свои палатки различные ведомства, общественные, религиозные и прочие неправительственные организации. Здесь всем предлагают зайти и поесть, выпить чай или кофе, если вам стало плохо - тут же несколько помещений с врачами, где вам окажут помощь. "Что вы! Какие деньги?! Не вздумайте, у кого сейчас рука поднимется деньги брать?!", - эмоционально сказала мне женщина-волонтер, когда я потянулся за бумажником, пытаясь расплатиться за кофе и бисквит, полученные на раздаче с одной из машин.
В этом надо отдать должное корейцам. Я не заметил какого-то желания нажиться на горе. Таксисты везли в порт Пхэнмок из ближайшего уезда Чиндо строго по счетчику. Наверное, так и должно быть, хотя доводилось слышать о наших "бомбилах", которые задирали в два-три раза цену, когда кто-то попадал в беду, и было ясно, что человек заплатит любые деньги, чтобы добраться до нужного места.
Измученным родственникам пропавших без вести представители Центра спасательной операции объяснили: в течение дня водолазы более десятка раз пытались проникнуть внутрь затонувшего парома, смогли пройти до столовой на третьей палубе, прошли в грузовой отсек, начали закачку воздуха, но живых людей не нашли. "Мы продолжим работы всю ночь, не отступимся до конца, сделаем, что сможем и более того", - заявил представитель Центра спасательной операции. Как выяснилось, водолазы работают посменно, недостатка в специалистах нет, но ситуация очень сложна. Во-первых, сильно мешают подводные течения. Район, где затонул лайнер "Севоль", как оказалось, является вторым по силе течений. Водолазы могут эффективно работать только во время трех-четырех "окон", когда течения на небольшое время стихают, меняя направления. В остальное время спасателей сносит водой. Во-вторых, очень плохая видимость - не более 20-30 сантиметров.
Даже в корейских СМИ, которые до этого убеждали всех "верить в чудо", стали признавать: "Времени особо не осталось". Пока же существует возможность, что в "воздушных пакетах" внутри корпуса судна еще есть живые люди. Их и пытаются спасти. В районе трагедии работают посменно около 170 судов и кораблей ВМС, Службы береговой охраны, обычных рыболовецкие траулеры. СБО стянула в этот район страны все возможные вертолеты, на помощь подошел крупнейший корабль ВМС Южной Кореи - вертолетоносец "Токто".
Определенные надежды возлагают на подошедшие сегодня утром три крупных плавучих крана грузоподъемностью 3350, 3200 и 2000 тонн. Но этого мало, чтобы даже слегка приподнять паром. А потому сюда спешит еще один более крупный кран грузоподъемностью 8000 тонн. Он должен прибыть утром в воскресенье. Но понятно, что "Севоль" быстро поднять невозможно, а поспешные попытки могут лишь повредить живым людям, запертым в стальной ловушке корпуса лайнера.
Тем временем сам лайнер продолжил погружаться в море. Сегодня днем исчез торчавший над водой кусок киля, а место затопления теперь отмечено лишь двумя крупными буями. Спасатели продолжают закачку воздуха в судно, надеясь придать корпусу дополнительную плавучесть, чтобы приостановить погружение. Созданы 25 "карманов воздуха", которые поддерживают паром. "Мы стараемся сделать, что можно, но само судно с грузом весит более 10 тысяч тонн. Вся эта масса постепенно продавливает дно и ложится на него, потому корпус медленно, но погружается", - объяснил родственникам один из водолазов.
Те же глядят на спасателей по-разному: кто-то с надеждой, кто-то уже начинает нервничать, считая, что "все делается неправильно". Время от времени бывают слышны разговоры на повышенных тонах. "А куда деваться? Людей можно понять. Их дети сейчас там, и ничего не известно, тут любой не выдержит", - сказал волонтер местной церкви.
Не все выдерживают такой стресс. Сегодня покончил с собой 52-летний завуч школы Танвон - повесился на сосне рядом со спортзалом, где разместились родственники пропавших. Он ехал вместе со школьниками на пароме "Севоль", его спасли, но, как видно, не смог выдержать груза беды. Стали все чаще поступать сообщения о нервных срывах, приступах и обмороках среди родных.
Кроме того, родственники пропавших без вести обратились с призывом к народу Кореи. В заявлении содержится просьба помочь. Власти же страны обвинены в бездействии. "Сейчас наши дети в холодной воде стоят и молят о помощи… Гражданские водолазы пытались самостоятельно посетить паром, но им даже лодки не дали и запретили приближаться. Вчера мы побывали на месте крушения, там было лишь два вертолета, два корабля ВМС, два судна Службы береговой охраны, шесть моторных лодок спецназа и восемь гражданских спасателей. Правительство же убеждает нас, что мобилизованы 555 человек, 121 вертолет и 69 кораблей", - говорится в заявлении. В Центре спасения лишь вздыхают, говоря: "У людей нервы на пределе от неизвестности. А мы делаем все, что можем. Тут были уже президент, премьер-министр, мы получили все, что нужно, но это не значит, что мы можем сделать чудо".
В администрации уезда Чиндо, где сейчас развернут пресс-центр для журналистов, в 10 часов вечера прошел очередной брифинг. Сказали, по сути, то же самое: "Будем работать всю ночь. Не теряйте надежды". Времени почти не осталось, и оно стремительно уходит, если уже не ушло. Если в ближайшие дни не доберутся до выживших внутри судна, то даже теоретическая возможность на спасение исчезнет. С момента трагедии прошло уже более 60 часов, а завтра обещают ухудшение погоды, что заставит, как минимум, замедлить спасательные работы.