Денис, вы уже восемь лет работаете в одной компании - это, по нынешним меркам, большой срок. Что держит вас в тонусе, что мотивирует?
Денис Казанский: Знаете, все время появляются новые вызовы. В прошлом году это была четырехмесячная командировка в Англию, где довелось с нуля организовывать корпункт. В этом - впервые работал на Олимпиаде и комментировал олимпийский хоккей. Плюс к тому, я не уверен, что уже достиг какой-то точки в профессиональном развитии. Я почти всегда понимаю, что мог бы отработать тот или иной матч лучше, сделать сюжет интереснее. Это как в спорте. Если у тебя перед матчем есть волнение - значит, ты до сих пор в игре, если оно пропадает - пора что-то менять.
Вы могли стать профессиональным хоккеистом. Не жалеете, что ушли из спорта?
Денис Казанский: Не жалею. Хотя и удалось достичь определенных успехов в юношеском хоккее, не сильно верится, что я был способен сыграть на Олимпиаде или в НХЛ. А сейчас я, как говорится, закрыл "большой шлем": комментировал финалы кубка Гагарина, кубка Стэнли и Олимпиады.
Хоккейное прошлое как-то помогло вам в нынешней профессии?
Денис Казанский: Конечно: благодаря хоккею я и попал в журналистику. Мне было 18 лет, когда я увидел объявление о конкурсе в телекомпанию "ТВК", неожиданно даже для себя подал заявку и устроился туда на работу. И когда девушка, которая отвечала в редакции за спортивные новости, ушла в декрет, мне передали ее обязанности. Сказали, мол, поскольку я занимался хоккеем, то, наверное, что-то об этом знаю.
В Липецке я провел свои первые репортажи с хоккейных матчей. Наша команда тогда вышла в Суперлигу, и появилась возможность сделать прямые эфиры из ледового дворца "Звездный". В то время мне и учиться было не у кого. Помню, как звонил на "НТВ-плюс" в знаменитую программу "Щелчок", куда отсылал какие-то сюжеты. Просил коллег дать совет. Бродил по хоккейным форумам, где все обычно знают, как надо комментировать. Это сейчас спорт стал доступным - Интернет его сделал таким. А в то время даже "Спорт-Экспресс" приходил в наш город раз в три дня, и его еще надо было поймать.
В Липецке у меня был и такой период, когда я занялся общественно-политической журналистикой. Делал репортажи на социальные, исторические, краеведческие темы. Тогда вообще был самый расцвет "ТВК". Я наблюдал за тем, как работают звезды, - Илья Сахаров, Татьяна Сухарева, Елена Дергунова, Саша Романов, учился у них. Мне было интересно снимать сюжеты, видеть то, что многим в Липецке недоступно. Тогда я и не ожидал, что все это пойдет дальше, не мечтал стать комментатором.
Но разве поступление на филологический факультет не было продиктовано желанием освоить профессию журналиста?
Денис Казанский: Нет, я хотел поступать на иняз. Но мой папа - он тогда работал в педагогическом институте - сказал, что гораздо полезнее и интереснее учиться на филфаке, где можно освоить и литературу, и русский язык, и иностранный. Это было правильное решение.
Английский язык спустя годы вам пригодился. В том же лондонском корпункте.
Денис Казанский: Когда я учился в хоккейном спецклассе, мне казалось, что я здорово знаю язык. Но, вернувшись в нормальную школу, понял, что мне недоступны многие простые вещи из грамматики, даже три формы глагола не знал как следует. К концу школы английский удалось сильно подтянуть. Как и другие предметы: в какой-то момент я стал забывать таблицу умножения, образно говоря начал "жи" и "ши" писать через "ы". А у меня и папа, и мама - педагоги. Сейчас я легко могу представить, какой для них это был кошмар.
После школы я выбирал между профессиями разведчика и дипломата: ездил в МГИМО, но понял, что попасть туда практически нереально. А с академией ФСБ, тогда ФСК, вышло иначе. Я прошел большой конкурс, получил направление. Но когда приехал в войсковую часть "садиться на карантин", понял, что эта история - очень надолго. И просто так из нее не выпутаешься. Решил не рисковать.
Но армия в вашей жизни все равно была.
Денис Казанский: Да, но это совсем другая история. После университета, один год. Во-первых, я служил под Липецком. Во-вторых, через шесть месяцев руководство части попросило меня поучаствовать в интересном деле. Фантастика, но я занимался экранизацией устава гарнизонной и караульной служб. Надо признать, это был мудрый ход офицеров: действительно здорово, когда солдат может не только прочитать устав, но и посмотреть видео. А мне это высвобождало время, и я мог не терять профессиональные навыки.
У вас было, по сути, две "учебки" - в армии и на "НТВ". Вы рассказывали, что первые девять месяцев после выигранного конкурса вам пришлось сидеть почти без работы.
Денис Казанский: Да, это правда. Два месяца я жил в общежитии, там было жутко холодно, потому что на улице стояли невероятные холода - минус 35-37 градусов. Потом я переехал, но немножко не рассчитал с жильем и ушел в жуткий минус по деньгам. Я был близок к тому, чтобы вернуться. Не покидала мысль, что в Липецке у меня были определенные связи в городе, закрыты все бытовые вопросы, я имел нормальный достаток по городским меркам и интересную работу, а тут все надо начинать с нуля...
Но потом "переболел", привык. Это был важный период, в который я приобрел не только опыт, но и много друзей.
А что же вами двигало, когда вы решили участвовать в конкурсе на федеральном телеканале?
Денис Казанский: Я пытался уехать из Липецка, потому что понимал: если хочу остаться в профессии, нужно искать возможности для дальнейшего роста. Думал, что могу пригодиться коллективу "НТВ-Плюс" как репортер. И очень здорово, что Василий Уткин довольно долго не доверял мне комментарий матчей. Я к этому и не стремился. Зато промариновался в этой кухне, получил опыт. Я пришел в компанию в январе, а уже в июне поехал в Германию на футбольный чемпионат мира. Понимаю, какой это для руководителя огромный риск отправить новичка на такое мероприятие.
Хотя мне тогда было уже 25-26 лет, все равно довольно долго я ходил по редакции и столбенел при виде известных журналистов - героев детства. Я боялся, всех называл на "вы". И потом, когда маститые комментаторы начали меня идентифицировать, мне было, конечно, очень приятно.
Вы прокомментировали колоссальное количество матчей. Какой из них считаете лучшим в своей карьере?
Денис Казанский: Важные матчи не всегда получаются интересными. Так и комментарий. Статус игры может и не определять качества. Хотя, конечно, есть ощущение, что к финалу турнира ты, как комментатор, выходишь на пик своего уровня. Но иногда это не работает.
Между прочим, есть один удивительный момент: когда мне кажется, что я отлично прокомментировал матч, когда у меня эйфория от работы, меня больше всего и "прибивают" коллеги. А бывает, что отработал по своим впечатлениям средне, нормально, а тебе говорят: вот это репортаж, молодец!
Но пока самые невероятные чувства я испытал, комментируя в паре с Юрием Розановым еврокубковый матч "Тоттенхэма" и "Интера" на "Уайт Харт Лейн" в 2010-м. Тогда мы приехали в Лондон, чтобы работать на встрече "Челси" - "Спартак", но решили совместить приятное с полезным. И это удалось! Кстати, на мой взгляд, именно Юрий Розанов и Василий Уткин создали жанр современного спортивного комментария. Это уже не советская школа - это другие каноны. Я же по-прежнему пребываю в поисках своей манеры комментирования. И, кстати, это тоже держит меня в рабочем тонусе.