20.04.2014 17:15
Общество

Корреспондент "РГ" побывал на церемонии схождения Благодатного огня

Текст:  Тимофей Борисов
В этом году Огонь со своим схождением, - как и в позапрошлом году, когда также удалось побывать в Иерусалиме, - вроде не задержался. Наоборот даже сложилось такое впечатление, что время ускорилось.
Читать на сайте RG.RU

Внешне все было как всегда. Большая делегация Фонда апостола Андрея Первозванного во главе с Владимиром Ивановичем Якуниным, прилетевшая накануне из Москвы спецбортом, так же, как обычно, отстояла в очереди с восьми утра до одиннадцати дня, пока, наконец, не удалось зайти в Храм. Кстати, это безмерно трогательное зрелище наблюдать, как в обычной жизни важные вип-персоны, здесь смиренно выстаивают долгие часы наравне с простыми мирянами в страшной сутолоке и стеснении под палящим солнцем. Глава РЖД Якунин, бывший министр культуры Соколов, действующий министр юстиции Коновалов, губернатор Астраханской области Жилкин - то есть все те люди, к которым на прием попасть очень непросто, тут доступны для общения часами. Более того, они находятся даже в более стесненных условиях, чем уличные иерусалимские торговцы. Те могут у себя в маленьких магазинчиках вальяжно присесть, выпить чашечку чая под вентилятором. Эти хитроватые арабские маркитанты сами выглядят важными персонами на фоне вспотевших и переминающихся с ноги на ногу от долгого стояния русских, грузинских, молдавских, греческих, белорусских, украинских и других паломников. И от этого зримого контраста паломническое смирение становится особенно выпуклым и бросающимся в глаза.

Так было и в этот раз. К одиннадцати дня, пройдя все полицейские кордоны, делегацию Фонда пропустили опять на привычное для наших место в греческом пределе Храма Гроба Господня. Все русские паломники, как и в предыдущие годы, отстояли еще несколько часов внутри Храма, пока иерусалимский патриарх Феофил не зашел в кувуклию и пока не сошел Благодатный Огонь. Потом быстрое покидание Храма с огнем, быстрая посадка в автобусы и переезд в аэропорт Бен Гурион. Отлет без задержек из Израиля и прилет в Москву. Причем показалось, что в этот раз все произошедшее в течение дня прошло в ускоренном темпе. И тем удивительнее по прилете в Москву было услышать вопрос: "А с чем связана в этом году задержка с доставкой Благодатного огня?". И также удивлялись, когда слышали в ответ, что никакой задержки не было.

Такие чудеса, а иначе их трудно охарактеризовать, происходят в Иерусалиме постоянно. Достаточно побывать в этом святом городе хоть единожды, чтобы заметить, что не все тут бывает как в обычной жизни. Причем не только накануне Пасхи. Но и в обычные дни. Верующие связывают это с близким присутствием Бога. Доказать это, конечно, невозможно. Да и что значит доказать. Одним и тем же фактам можно найти разное объяснение. Например, пока мы стояли в ожидании схождения Огня, рядом с членами делегации Фонда Андрея Первозванного стоял священник из Самары. Он рассказал, как в один из первых приездов сюда, он не смог протиснуться в сам Храм, а стоял с пучком свечей, зажатый где-то на задворках Храма. И вот как только Огонь сошел, - а это мгновение не спутать, поскольку начинают бить все колокола, возвещая благую весть, - самарский батюшка стал крутить головой по сторонам, ожидая с какой стороны паломники начнут передавать друг другу Огонь.

В храме Гроба Господня состоялось схождение Благодатного огня

- Я головой-то пару раз крутанул, а потом гляжу, а мои свечи уже и горят. Как это получилось, не знаю, момента возгорания не заметил, врать не буду. - рассказал священник. - А в другой год удалось постоять недалеко от самой кувуклии. Тоже, как Огонь сошел, я голову вверх поднял, а там под куполом ладанки подвешены. Так вот, смотрю, и они загорелись. Кто-то, конечно, может сказать, что от яркого света глаза у меня заслезились, вот и показалось, но это все вопросы веры. Но мне показалось, что они горели.

Так же и с остальными паломниками. У каждого, буквально у каждого, кто побывает в Храме, будет, что рассказать из необычного и необъяснимого. И также как и столетия назад, люди до скончания веков будут спорить о природе Благодатного Огня, который в первые моменты своей жизни не обжигает. И ведь действительно не обжигает, но ученые ищут этому феномену свое объяснение. Для верующих же ответ давно найден.

Вот, например, как описывал это Чудо за несколько веков до наших дней игумен Даниил: "Мне, худому и недостойному рабу, пришлось увидеть своими грешными глазами, как сходит свет к Гробу Иисуса Христа. Многие странники неверно говорят о нисхождении Света Святого. Одни говорят, что Святой Дух голубем сходит к Гробу Господнему, другие - сходит молнией с неба и так зажигаются лампады над Гробом. Все это ложь и неправда: ничего этого не было видно, ни голубя, ни молнии, но невидимо сходит с неба Божья благодать и зажигает лампады у Гроба… в эту пятницу в один час дня пошел к князу Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовью и спросил: "Что хочешь, игумен русский?" …Я же сказал ему: "Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кадило на Святом Гробе от всей Русской земли"… Утром в Великую Субботу в шесть часов дня собираются все люди у церкви Воскресения, приходит бесчисленное множество народа от всех стран, местные жители и пришельцы, от Вавилона и Египта, от всех концов земли собирается в этот день множество людей. Все места около церкви и около распятия Христа заполняются людьми. Великая теснота и лютое томление тогда бывает людям. Многие люди задыхаются тут от тесноты людской. Все собравшиеся люди стоят с нсзажженными свечами и ждут открытия церковных дверей…. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: "Кирие, елейсон!" - что значит: "Господи, помилуй!" И тогда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от Света Святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал князь на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится".

С тех, пор, как Игумен Даниил ходил за Благодатным Огнем, минуло много столетий. А споры продолжаются. Но так ли важно, как именно сходит Огонь? Ведь главное, что это таинство воздействует на людей, меняет их. С этим спорить вообще глупо. Вот что сообщил корреспонденту "РГ" о своем приезде в Иерусалим известный артист Николай Бурляев, который был в этом году со своим сыном.

- Я уже один раз был на схождении Благодатного Огня лет пять назад. Из первых впечатлений тогда было удивление, мол, как же тут в такой базар с руганью, криками, шумом, может прийти опять благодать Божия. Но она пришла, и сейчас я уже был подготовлен, был опытный в этом плане и я ждал, что будет в этот миг. Я не знаю, сколько раз мне удавалось обратиться к Богу с молитвой, в таком гаме  молиться трудно, но когда пошло временное нагнетение, когда все приближалось, и когда, наконец, все произошло, то я увидел глаза сына, озаренного этой радостью, и у меня подкатил ком к горлу. Я увидел просветление, которое редко бывает в жизни. Наверное, ради этого мига я и приехал сюда. Я приехал сюда ради сына. Илье 19 лет. Он впервые здесь.

А еще на святой земле надо быть очень осторожными со своими желаниями и обращениями к Богу. Наша провожатая из женского горницкого монастыря, сестра Елена, рассказала очень интересную историю, которая приключилась с ней лично. Однажды, разговаривая с одной и сестер, она спросила, что бы та пожелала, если бы сейчас появилось свободное время. Подруга ответила, что она хотела бы провести все свободное время, закрывшись в келье, чтобы молиться. А сестра Елена, по сути еще совсем молодая девушка, откровенно, сказала, что поехала бы на море. Так ей хочется искупаться.

Словом, поговорили и поговорили, но забыть разговор не успели. Буквально через пару часов настоятельница монастыря объявила, что все насельницы монастыря на весь день отправляются на генисаретское озеро отдохнуть. Галилейское озеро - это по израильским меркам фактически то же море. Так, почти мгновенно сбылось желание сестры Елены. Но по иронии судьбы оно сбылось и для ее подруги. Ту настоятельница монастыря оставила на послушание кормить рабочих, которые что-то делали в монастыре. Причем рабочих надо было кормить всего один раз вечером в течение получаса. Все остальное же время у нее оставалось свободным. То есть она спокойно могла бы весь день молиться в своей келье. Но как сказала сестра Елена, подруга почему-то огорчилась и даже немного обиделась на такое решение настоятельницы, почему именно ей из всех сестер пришлось остаться и не поехать на море.

При желании скептики и этому случаю, конечно, могут найти объяснения, вплоть до обычного совпадения. Верующим же остается только одно, как во времена игумена Даниила, только и сказать "Кирие елейсон, Господи помилуй!". Вот с этим желанием, скорее всего, точно не промахнешься.

Религия