21.04.2014 00:18
Культура

В Москве назвали лауреатов театральной премии "Золотая маска"

Завершился фестиваль "Золотая маска"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (6362)
Церемония "Золотой маски" в 20-й год ее существования прошла в Большом театре. Не в первый раз.
Читать на сайте RG.RU

Но в первый раз ее буквально вывернули наизнанку - зрители сидели не в партере, глядя на сцену, а ровно наоборот - со сцены глядя на роскошный золотой декор, на раму царской ложи, на плафон. Устроители церемонии как будто предложили профессиональному сообществу пристальнее вглядеться туда, где сидит публика. Впрочем, на этот раз в партере была не публика, а оркестр, пустой зал и то и дело пересекающие его "вручанты". Статус "вручантов" был порой столь высок, что хотелось чествовать их едва ли не больше самих лауреатов. Когда на сцену один за другим выходили Дмирий Черняков (чтобы поприветствовать оперную номинацию), Марат Вазиев и Мария Александрова - чтобы отметить современный танец и балет, художественный руководитель классической "Комеди Франсез" Мюриэль Майет и режиссер Ромео Кастелуччи, ставший едва ли не самым спорным и провоцирующим европейцем для российской публики последнего десятилетия.

Масок было так много (только "За выдающийся вклад" их вручили семь - в том числе Олегу Басилашвили, Марку Захарову и Нине Ургант), что церемонию пришлось сделать сухой и деловитой, без всяких номеров и концертных вставок, но даже в таком виде она продолжалась три часа (режиссер церемонии - Дмитрий Белов, художник - Зиновий Марголин), изрядно утомив всех.

Полный список лауреатов

Драматическое Жюри во главе с режиссером Адольфом Шапиро было в основном чуждо всяким "трендам", продемонстрировав умеренную консервативность и свободу от разного рода прессингов. Лучшим спектаклем (вопреки ожиданиям многих) назвали не "Евгения Онегина" Вахтанговского театра (его создатель Римас Туминас получил приз как лучший режиссер 2013 года), и не "Добрый человек из Сезуана" Юрия Бутусова, собравший большее количество аплодисментов (вот кого любит московская театральная публика!), а спектакль Льва Додина "Коварство и любовь". По словам одного из членов жюри, эта работа мастера показалась им столь новой и современной по языку, что они не могли ее не оценить.

На "Золотой маске" в одну номинацию попали несравнимые спектакли

В малой форме лучшим назвали спектакль театра, совсем редко попадавшего в какие-либо номинации - "Вассу" Зеленоградского "Ведогонь-театра" в постановке Анатолия Ледуховского. Как безусловные были, кажется, восприняты лишь "женские" номинации. Овациями встретила публика Эру Зиганшину, получившую приз за роль второго плана (Бабушка) в спектакле Валерия Фокину "Литургия Zero", а так же Александра Урсуляк за заглавную роль "Доброго человека из Сезуана". Маска за лучшую мужскую роль досталась прекрасной работе Алексея Верткова (Венечка в "Москва-Петушки" Сергея Женовача и его СТИ), при том, что в его номинации был и Сергей Маковецкий (Онегин), и Сергей Курышев с потрясающим монологом доктора Стокмана в додинском "Враге народа", и Антон Шагин, поразивший многих в роли Алексея Ивановича ("Литургия Zero"). Был там и Игорь Миркурбанов, очень ярко и бесстрашно сыгравший Лорда в "Идеальном муже" Константина Богомолова. Спектакль, вызвавший громкий скандал в конце прошлого года в результате действий "православных активистов", получил приз критики, проявившей редкое за последнее время единодушие.

Специальным призом драматическое жюри, работавшее в духе "просвещенного консерватизма" все же отметило яркую и содержательную работу молодого режиссера Тимофея Кулябина "Онегин" ("Красный факел", Новосибирск), которая могла бы вызвать резкие оценки новейших пуристов и борцов "за верность классике".

Мнение эксперта
Театр