Бюджетное правило, заявил глава минэкономразвития на коллегии ведомства, является важнейшим элементом стабильности всей бюджетной конструкции, и его не только нельзя отменять, но и приостанавливать и даже смягчать. Речь идет о том, пожертвовать ли долей запаса прочности бюджета ради наращивания госинвестиций. За счет снижения курса рубля экспортная выручка при конвертации в нашу валюту даст бюджету в этом году около 900 миллиардов рублей доходов, говорил ранее Улюкаев. Если они хлынут в экономику, то обеспечат дополнительные 0,6 процента прироста ВВП.
По бюджетному правилу, "излишки" нефтяных доходов должны направляться в Резервный фонд и лишь после его наполнения могут частично направляться на финансирование приоритетных проектов. Такая схема гарантирует выполнение государством своих обязательств. За сохранение правила и даже его ужесточение, как известно, выступил министр финансов Антон Силуанов. Глава минэкономразвития тем не менее указывает, что эти деньги получены не в результате повышения цен на сырье. А связаны с движением капитала.
Бюджетное правило - это средство самоконтроля, которое заставляет госфинансы двигаться по пути модернизации и хорошо согласуется с "дорожными картами" по улучшению делового климата, пояснил советник Института современного развития Никита Масленников. "Да, мы вынуждены рискнуть темпами роста в течение переходного периода, но зато потом получим сбалансированное развитие всерьез и надолго вместо конъюнктурного роста в режиме форсажа", - считает эксперт. Изменение бюджетного правила сократит "подушку безопасности" и увеличит бюджетный дефицит с 0,5 до 1-1,5 процента. А покрыть его будет трудно, ведь цена внешних заимствований возросла.
Главной задачей в этих условиях Улюкаев считает снятие системных ограничений на развитие экономики: улучшение делового климата и формирование дружественной для бизнеса среды. Например, для бизнеса очень важно, что будет происходить с 2015 года с тарифами естественных монополий, которые заморожены, говорит Масленников. Их надо бы обозначить на среднесрочную перспективу. Ведь средний горизонт планирования инвестпроектов - 5-7 лет. Иначе растут риски любых проектов.
Бизнес вообще хотел бы активнее участвовать в принятии решений. Бывает, что поправки ко второму чтению искажают первоначальный смысл законопроекта, продолжил тему президент РСПП Александр Шохин, напомнив историю с мартовскими поправками в Налоговый кодекс, которые неожиданно для бизнеса ограничили возможность использовать упрощенную систему налогообложения.
У бизнеса появится возможность оперативно реагировать на инициативы депутатов. Улюкаев рассказал, что механизм общественного обсуждения нормативно-правовых актов будет запущен на муниципальном и региональном уровнях. Это очень действенный инструмент, который позволяет задолго до принятия правового акта оценить его риски и дает реальную возможность повлиять на его итоговое содержание.