21.04.2014 16:10
Общество

"Добреньких" учителей на ЕГЭ становится все меньше

На едином госэкзамене больше не спишешь
Текст:  Алексей Дуэль
Российская газета - Федеральный выпуск: №92 (6364)
В понедельник 887 выпускников школ сели за парты, чтобы досрочно написать Единый государственный экзамен по русскому языку. Теперь выпускную аттестационную кампанию можно считать открытой.
Читать на сайте RG.RU

Всего в этом году ЕГЭ предстоит пройти 700 тысячам одиннадцатиклассников и еще нескольким десяткам тысяч парней и девушек, окончивших школу раньше. Их испытания состоятся в конце мая - начале июня. Но у 953 человек время экзаменов наступило еще в апреле - все они по абсолютно объективным причинам не смогут участвовать в основной волне Единого. Большинство - спортсмены мирового уровня, есть те, кто отправится жить и учиться за границу или на плановое лечение на курорты.

С досрочным периодом сдачи ЕГЭ, в котором традиционно принимает участие сравнительно небольшое число выпускников, всегда были связаны скандалы. В эти дни проще было пронести в аудиторию запрещенный телефон, договориться о помощи с организаторами испытаний. Чтобы пресечь все возможные нарушения и "послабления", руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки развернуло у себя Ситуационно-информационный центр наблюдения за ЕГЭ, в котором вместе с федеральными общественными наблюдателями за ходом Единого следил и корреспондент "Российской газеты".

Бланки ЕГЭ изменят дизайн и цвет

- Здесь будет собрана и пройдет первичную обработку вся информация о ходе Единого госэкзамена, тут же сидят операторы колл-центра - они отвечают на звонки выпускников, родителей и педагогов, есть представители рособрнадзора, Федерального центра тестирования, Федерального института педагогических измерений - представители всех организаций и ведомств, отвечающих за проведение ЕГЭ. Сюда же приглашены журналисты, - объяснил суть происходящего руководитель рособрнадзора Сергей Кравцов. Он приветствовал собравшихся по телемосту из Владивостока, - на побережье Тихого океана приступили к Единому раньше, чем где бы то ни было в стране, и Сергей Кравцов отправился лично дать старт и проследить за процессом.

Начиная с этого года на всех пунктах по приему экзамена обязательно видеонаблюдение. В ситуационный центр собрали картинки со всех камер, наблюдающих за написанием, сбором и проверкой работ. На большом экране, сменяя друг друга, появляются кадры из самых разных точек. На компьютерах федеральных общественных наблюдателей - ими стали студенты-волонтеры - открыты по шесть трансляций. Как только добровольный инспектор, прошедший специальную подготовку, замечает нарушение, он нажимает кнопку, фиксируя момент, показавшийся ему подозрительным. Тыкать мышкой в тревожную кнопку ребятам сегодня приходилось часто.

В Челябинске до конца ЕГЭ оставалось уже меньше часа, когда один из юношей своей скрюченной позой обратил на себя внимание наблюдателей. Посовещавшись, студенты определили - списывает. В конце концов кто, как не действующий студент, может быть экспертом в этом деле?

Переключились на Рязань. Здесь участники ЕГЭ ведут себя вполне прилично. Но вот сидят они все вместе за одним столом. Что явно запрещено. За их спинами мирно дремлет наблюдатель, закрепленный за этим пунктом сдачи.

- Какая это область? Я сейчас местному министру позвоню, это вообще что такое? - схватился за телефон замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев.

Как потом выяснилось, рязанские организаторы Единого решили схитрить: они сдвинули вместе одиночные компьютерные столы и усадили ребят так, чтобы они были рядом и выполняли задания сообща. По регламенту предусмотрена одноместная рассадка - пожалуйста, а минимальная дистанция нигде не прописана. Так что формального нарушения вроде бы и нет.

- Решение по всем, кто сдавал в этой аудитории, чуть позже примет Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), - отчитался о своем мини-расследовании Анзор Музаев. - На первый взгляд вины ребят тут нет, а вот организаторов отстраним от проведения остальных экзаменов и накажем.

Пока чиновники разбирались с инновационной рассадкой в Рязани, студенты наблюдатели заметили еще одного участника со шпаргалкой на коленях. На этот раз в Ярославле. Снимавшая его камера была установлена в конце аудитории, за спиной у сдающих, так что компромат оказался на виду.

Тесты ЕГЭ по всем предметам появились в открытом доступе в Сети

- Когда будут принимать решение об аннулировании работы, эта запись станет  доказательством нарушения, - объяснила начальник управления оценки качества образование рособрнадзора Юлия Егорова. - Если родители потом подадут в суд и попытаются опротестовать "двойку" сына, его можно будет предъявить.

Наблюдатели и организаторы на ЕГЭ не могут, как в детективном фильме, подбежать к заподозренному в списывании, выхватить улику и тут же выпроводить уличенного из аудитории. Таких прав ни у кого нет. Взрослые могут только фиксировать нарушения тех, кто, по их мнению, жульничает. Если акты наблюдателей, отчеты организаторов и просмотренные видеофрагменты убедят членов госкомиссии в нарушении, то они аннулируют работу проштрафившегося выпускника во время проверки. И он может узнать о том, что был пойман, только когда придет узнать результаты.

В Москве досрочники пишут ЕГЭ в университетской аудитории. Там длинные парты, поэтому за них усадили по двое участников. Между ними расстояние - чуть ли не метр. Это вызвало сомнение у наблюдателей, но, рассудив, ребята прикинули, что на таком расстоянии никто ни у кого ничего не подсмотрит. А вот на четвертой парте у окна парень в бежевом пиджаке заметно придвинулся к своей соседке и явно что-то рассматривает и листает под партой на освободившейся половине скамьи. Шпаргалка! Но на видео самого предмета нарушения не видно. Для точной фиксации нарушения нужно свидетельство находящихся в аудитории организаторов или наблюдателей. Анзор Музаев привычно хватается за телефон, подключает столичный департамент образования. Через пару минут двое организаторов подходят к подозрительной парте и встают, как в почетном карауле, над ребятами. Парень в пиджаке тут же садится сверху на шпаргалку и делает вид, что сосредоточился над своей работой. Мол, скамейки тут у вас не удобные, вот и ерзаю. Две дамы-организатора стоят над ними и никуда не двигаются.

Центр наблюдения за ЕГЭ

- Вот что тут сделаешь, организаторы-то - сами учителя, они не хотят наказывать нарушителей! - горячится Анзор Музаев. - Понятно, что сами ведут другой предмет и у других ребят, но аннулировать работы ученикам своих коллег упорно не желают. Ведь мы видели что списывает! Они видели! Но они увидели и закрыли глаза. Жульничество останется безнаказанным.

Счет зафиксированных наблюдателями подозрительных ситуаций идет уже на десятки и на сотни. Какая часть из них  будет признана госкомиссией реальными нарушениями, за которые работу надо аннулировать - пока не известно. Майкоп, Ростов-на-Дону, Мытищи - города разные, а ситуации почти одни и те же: или выпускники списывают, или организаторы сами нарушают правила. Где неправильно рассадили участников, где сами громко разговаривают, где слишком активно мельтешат по аудитории. Когда все работы будут сданы, с каждым случаем специалисты разберутся отдельно. Отстранить от проведения ЕГЭ взрослого проще, чем аннулировать работу выпускника школы. Поэтому во многих случаях, когда подросток-нарушитель останется безнаказанным, кару может понести педагог, проигнорировавший недобросовестное поведение вверенного ему подопечного.

Видеонаблюдение за Единым госэкзаменом из ситуационно-информационного центра рособрнадзора продолжится и во время досрочного периода сдачи ЕГЭ, и на основном. В надзорном ведомстве уже есть идеи, как сделать работу более эффективной. Впрочем, и первый опыт считают очень полезным.

- Мне приходилось звонить региональным руководителя образования и просить их вмешаться в подозрительные ситуации, - заметил Анзор Музаев. - Раньше-то все эти мелкие нарушения никто бы просто не заметил. А теперь все видят: Рособрнадзор не дремлет, Москва бдит. Представляете, как они настроят своих сотрудников к следующему экзамену? Я думаю, что с каждым днем "добреньких" учителей среди организаторов ЕГЭ будет меньше, а аттестация станет более справедливой. Все равно все 100 процентов нарушений мы не выявим и не пресечем, но, надеюсь, очень близко к этому показателю приблизимся.

Образование