- Насколько сегодня актуален вопрос предоставления гарантий для обеспечения в рамках госзаказа?
Александр Яшник: Более чем. Сегодня большая часть гарантий (примерно 90%) выдается для обеспечения обязательств исполнителей госзаказа. Объем рынка госзаказа - около 10 трлн рублей в год, обеспечение обычно составляет 30%. При этом доля фальсифицированных гарантий еще год назад, по оценкам экспертов, достигала 20-30%. Но есть определенные позитивные изменения. Во-первых, в январе 2014 года вступил в силу закон N 44-ФЗ, подразумевающий обязательную публикацию сведений о выданной гарантии в рамках госконтракта в реестр банковских гарантий. Рынок госзаказа возлагает большие надежды на него. Но еще до вступления в действие этого закона летом прошлого года на базе Единой электронной торговой площадки (ЕЭТП) был создан добровольный Реестр банковских гарантий для сокращения объема фальшивок. Это инициатива Департамента города Москвы по конкурентной политике. Мы первыми среди банков завершили процедуру технологического интегрирования с автоматизированной системой, разработанной ЕЭТП для ведения реестра. Он полностью интегрирован с электронной системой госзаказа Москвы, позволяет подтвердить подлинность гарантии в режиме онлайн, до минимума сократив срок подписания госконтрактов заказчиками.
Появление этого реестра повлияло на рост вашего гарантийного портфеля?
Александр Яшник: Наш портфель гарантий растет очень динамично, за 2013 год - это 80-83% к уровню предыдущего года. Сегодня он составляет 254,3 млрд руб. Но само появление реестра не увеличило количество гарантий, а упростило работу с ними. Думаю, что отчасти наши успехи связаны с предпочтениями клиентов в пользу надежных банков. Так сегодня сложилось, что возможности банков с государственным участием несколько шире, но все же наши успехи в росте гарантийного портфеля объясняются не только этим фактором.
Тогда с чем связан этот рост?
Александр Яшник: Среди важных причин при выборе банка-гаранта я бы назвал следующие: это и комфорт работы клиента с конкретным банком, и сроки рассмотрения заявок, и объем документов, который необходимо предоставить клиенту в банк, и понятные для клиента требования банка в части обеспечения кредитных рисков, а также понимание банком-гарантом бизнеса клиента. Так, за последние полтора года Банк Москвы заметно изменил процедуру предоставления гарантий. Для участников госзаказа сроки рассмотрения заявок и выдачи гарантий согласно установленным лимитам на принципалов приблизился к 2-3 рабочим дням. Полностью переработана кредитно-обеспечительная документация, внедрен принцип работы по рамочным соглашениям с клиентами, оптимизирован механизм ценообразования по гарантийным операциям, установлена зависимость цены гарантии, в т.ч. от вида обеспечиваемого обязательства и многое другое.