Мы впервые включили в программу видеоверсии театральных спектаклей в жанре отечественного мюзикла. Опыт удался: зрители с большим интересом смотрели "Екатерину Великую", а показ "Норд-Оста" стал событием и для его поклонников, и для тех, кто увидел его впервые.
Мы получили невообразимое количество откликов. Их сквозная мысль: это неправильно, что название прекрасного спектакля теперь связано только с постигшей нас трагедией. Неправильно, что трагичной оказалась и судьба талантливого произведения. "За него болит сердце, как за тяжело больного друга", - пишет зритель Антон Ивания. "Норд-Ост" шел на фестивале вне конкурса, но мы приняли решение присудить Специальный приз авторам и режиссерам этого выдающегося произведения Георгию Васильеву и Алексею Иващенко.
Заодно, возможно, этот приз заложит еще одну традицию фестиваля - театральную.
Мы уменьшили число фильмов-участников: прежде на публику обрушивался такой вал видеоинформации, что она явно уставала. Зато техническое обеспечение наших домашних кинотеатров заметно прогрессирует, и общее количество зрителей, как ни парадоксально, увеличилось. Прежде мы считали по принципу: одно посещение - один зритель. В этом году стало ясно, что появились коллективные просмотры. Замечательную инициативу проявил Челябинский академический театр драмы: помощник главного режиссера Никита Плеханов организовал регулярные фестивальные сеансы для актеров, режиссеров театра и его зрителей - с последующими обсуждениями. Мы благодарны театру за внимание и надеемся и в будущем видеть его в числе партнеров и друзей нашего фестиваля. Почин подхвачен: к нам приходят мейлы с обещаниями организовать такие просмотры в киноклубах и арт-кафе некоторых городов России и мира.
Сейчас у нас есть только неполные статистические данные 5-го "Дубль дв@". Число посещений фестивальных страниц приблизилось к 120 тысячам, но счет еще не закрыт: идут премиальные показы фильмов-лауреатов. На фестивальные просмотры приходили зрители 65 стран мира, включая такие дальние, как Нигерия, Парагвай и Суринам. Лидирует по числу посещений, понятно, Россия, за нею следуют США, Украина, Германия, Канада, Израиль и Беларусь. Установить, сколько зрителей кроется за каждым посещением, как вы понимаете, невозможно: смотрят в одиночку и с близкими, число зрителей в Челябинском театре драмы достигало 15-20 и более человек на сеансе. О росте числа наших зрителей говорят и сами зрители. Как рассказала лауреат конкурса рецензий Людмила Носкова, среди ее друзей и знакомых первые фестивали смотрели 5-10 человек, нынешний - как минимум, полторы сотни. По статистике, больше всего зрителей собрали фильмы "Жажда", "Частное пионерское", "Стыд", "Вишневый сад", "Какраки" и мюзикл "Норд-Ост". На них же пришло наибольшее число рецензий.
Наверное, мы сделали ошибку, пригласив зрителей писать именно рецензии: это слишком обязывающий жанр, и далеко не каждый рискнул в нем экспериментировать. В дальнейшем назовем это форумом, в котором можно участвовать как развернутой рецензией, так и короткой репликой, вопросом режиссеру, простым "Спасибо". Интернет-фестиваль силен прямым общением зрителей с авторами.
Рецензий пришло более полутора сотен. Те, кто приняли участие в коллективном обсуждении конкурса, поделились весьма развернутыми, точными, часто неожиданными и глубокими наблюдениями; их можно прочитать на фестивальном сайте на страничке каждого из фильмов. Выбрать из них лучшие на этот раз оказалось труднее обычного, но была группа авторов, проявивших постоянный интерес к фестивалю, отсмотревших едва ли не всю программу. В этом смысле самые интересные материалы написали Лидия Иванова (Verblou), Ольга Ковалева и Ришат Туктаров - они и получают наши памятные призы. Кроме того, за лучшие рецензии голосовали и читатели-зрители, и у них свой выбор: призы получают также Екатерина Горбачева, Марина Даренская и - вновь! - Людмила Носкова, наш прошлогодний лауреат конкурса рецензий.
"Фестиваль будущего" - так назвал "Дубль дв@", получая приз, молодой режиссер Дмитрий Тюрин. Он имел в виду и состояние проката, который руководствуется исключительно коммерческими соображениями, и возникновение, в сущности, двух типов кинематографа: первый уподобился аттракциону и рассчитан на потребление в одном пакете с попкорном, второй пробивается к своим зрителям через Интернет. В этом смысле фестиваль "РГ" стал прообразом принципиально новых отношений серьезного кино со зрителем.
Прощаясь с нашими онлайн-друзьями до следующего, уже 6-го "Дубль дв@", хотим поблагодарить всех режиссеров и продюсеров, оказавших нам честь участием в его программе: их таланты собрали вокруг фестиваля огромную заинтересованную аудиторию. Поблагодарить и наших зрителей, среди которых сформировался значительный костяк постоянных друзей фестиваля "РГ". До нового фестиваля!