Допускается возможность нахождения объектов концессионного соглашения на праве оперативного управления у государственных или муниципальных унитарных предприятий. Сегодня значительная часть объектов культуры, спорта, отдыха и туризма принадлежит бюджетным учреждениям или ГУПам на праве хозяйственного ведения, то есть являются несвободными от прав третьих лиц. Так, только за минспортом, минкультуры, минздравом, минобрнауки, минрегионом и подведомственным им учреждениям и предприятиями закреплено около 49 тыс. таких объектов.
Поправки допускают возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора. Эта норма вводится для упрощения процедуры проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, в том числе для облегчения участия инвестора в таком конкурсе. Это позволит сократить сроки заключения соглашения без проведения конкурса, если на объект претендует только один участник. Для этого же в закон "О защите конкуренции" вводится норма о предоставлении владельцем концессионеру государственных или муниципальных гарантий, а также имущественных прав, не требующая согласования с антимонопольным органом. Для привлечения инвестиций в реконструкцию и развитие инфраструктурных объектов, находящихся в собственности государства, поправки предусматривают гарантии окупаемости инвестиций концессионера и получения им выручки, предусмотренной соглашением, если имели место действия органов власти, повлекшие за собой невозможность исполнения сроков, установленных соглашением. Концессионер может также выкупить объект соглашения после окончания срока его действия, если он добросовестно выполнял его условия.
Законопроект многообещающий, но, по мнению экспертов, в нем есть подводные камни. Поправка, предусматривающая плату концедента (владельца), ограничивает возможность концессионера оказывать платные услуги. По мнению ряда экспертов, такое ограничение значительно снижает инвестиционную привлекательность тех сфер, в которых плата концедента может оказаться недостаточной, чтобы покрыть затраты инвестора, и где инвестор мог бы получать дополнительный рентный поток за счет оказания коммерческих услуг.
"Есть теоретический риск, что контрольно-надзорные органы обратят внимание на то, что концессионер, получающий платежи от государства, не вправе взимать плату с кого-либо еще, - считает старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. - В случае иска к концессионеру суд может признать выручку от взимания платы неосновательным обогащением и обязать концессионера ее вернуть". Новая норма будет применяться, только если плата владельца покрывает 100% расходов концессионера, считает Роман Чураков. Но владелец может заключить с инвестором агентский договор на оказание услуг по взиманию платы, и тогда с юридической точки зрения собирать плату будет уже не концессионер, а государство руками концессионера, а это законом не запрещено. Впрочем, минэкономразвития обещает ко второму чтению проработать этот вопрос.
У профильного комитета Госдумы также есть ряд замечаний, которые будет необходимо доработать ко второму чтению. Например, по мнению депутатов, неограниченное расширение перечня имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, снизит эффективность привлечения частных инвестиций на основе концессионных соглашений в отраслях, где конкуренция низкая или отсутствует. Целесообразно рассмотреть вопрос об установлении ограничений по видам имущества. Также предлагается закрепить на законодательном уровне основные требования к предложению инвестора для заключения концессионного соглашения.
В 2013 году, по официальным данным, в России уже зарегистрировано более 900 концессионных соглашений, но, по оценкам экспертов, их реализуется гораздо меньше. "Федеральных концессий сегодня всего несколько, - говорит руководитель Федерального центра проектного финансирования Александр Баженов. - Региональные развиваются в основном в дорожном строительстве в формате контракта жизненного цикла, а основная масса концессий заключается на муниципальном уровне, когда в концессию передаются действующие котельные, какие-то социальные объекты. В этом случае объект переходит в эксплуатацию частнику без перехода прав собственности и, значит, без оплаты, но за обещание более качественной эксплуатации и, может быть, инвестиций, которые на поверку представляют собой те же деньги из текущей тарифной выручки. Получается своеобразная форма недоприватизации. Грядущие изменения законодательства позволяют смотреть в будущее с оптимизмом".