А для этого внести поправки в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ". Законопроект размещен на едином портале раскрытия информации госорганами.
По закону, напомним, с 1 января 2015 года управляющие компании сельскохозяйственных (кооперативных) рынков обязаны использовать для торговли продовольственными товарами только капитальные здания, строения, сооружения. А торговля "во времянках" типа павильонов, прилавков, ларьков, стоянок для продажи продукции с "колес", где фермеры, садоводы и огородники в сезон массового сбора урожая напрямую реализуют более половины своих продуктов, запрещается.
О том, что выполнение этой нормы закона, на которую было дано почти девять лет (с 2006 года), срывается, в министерстве били тревогу давно. Анализ показывал, что чем ближе срок, тем он невыполнимей, причем для большинства субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. За идею продлить сроки перевода рынков в капитальные строения до 1 января 2020 года выступили 75 регионов.
Как прокомментировал "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, обязательность использования исключительно капитальных объектов на сельскохозяйственных розничных рынках необходима для обеспечения цивилизованных и комфортных условий работы как для продавцов, так и потребителей. Вместе с тем для перевода их в капитальные объекты необходимы значительные финансовые вложения.
Кроме того, в министерстве прогнозируют, что запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 января 2015 года может вызвать "существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей". В этом случае они не смогут реализовать выращенную продукцию по законным каналам сбыта, а жители региона - приобрести товары по доступным ценам.
"Именно невысокая плата за торговое место на сельхозрынке и упрощенный порядок его получения сельхозпроизводителем позволяют обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов", говорится в пояснительной записке к документу. И отмечается, что "в связи с введением с 1 января 2013 года нормы, ограничивающей деятельность рынков капитальными зданиями, их число в регионах значительно сокращается". А это влечет за собой ликвидацию рабочих мест, пособия по безработице, увеличение нагрузки на бюджет. Вывод однозначный. "В условиях жесткой конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием россиян", - заключается в законопроекте.
Эксперты между тем подчеркивают, что отсрочка - это тоже лишь временная мера. В небольших городах и поселках строить крытые рынки из-за недостатка денег, инвесторов, дорогих кредитов будет невыгодно и после крайнего срока - 2020 года.
Так, может быть, есть смысл вообще отменить норму закона об обязательной торговле сельхозтоварами в капитальных строениях? А установить единые стандарты для нестационарной торговли? Либо субсидировать инвесторов? С этим вопросом "РГ" обратилась в минпромторг. "Последующий мониторинг ситуации на таких рынках к концу соответствующего периода позволит определить необходимость дополнительной корректировки переходных положений", - сообщили в министерстве.
Пока там придерживаются согласованной позиции, что отсрочка во времени все же позволит владельцам сельскохозяйственных розничных рынков завершить работу по их модернизации, реконструкции и строительству. И реализовать "иные меры, направленные на развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, предусмотренные госпрограммой на 2013-2020 годы".
На 1 января 2014 года, по данным минпромторга, в России действует 1589 розничных рынков: 920 - универсальных и 669 специализированных.