По словам Игоря Марчева, директора по работе с инвесторами ОАО "Особые экономические зоны", в 2014 году количество инвесторов, вложивших деньги в российские ОЭЗ, достигло 370. Заявленный инвесторами объем инвестиций на 1 января 2014 года составляет 430,5 млрд рублей. 63 компании-резидента - это предприятия с иностранным участием. Сейчас можно говорить о приходе в ОЭЗ около 4 млрд долл. иностранных инвестиций.
"Соотношение заявленных инвестиций резидентов к государственным затратам из федерального бюджета на ОЭЗ составляет 6 рублей частных денег на каждый рубль государственных, - говорит Игорь Марчев. - Да, это пока обещания. Но большая часть из них будет выполнена. Учитывая, что сотрудничество с резидентами рассчитано на 49 лет, эффективность ОЭЗ будет неплохая". Эксперты подсчитали: запустить стартап на площадке ОЭЗ сегодня стоит на 30-40% дешевле, чем вне технопарка. Процедура приобретения статуса резидента постоянно совершенствуется. Как сообщил Марчев, получить прописку в технопарке или ОЭЗ другого типа сегодня не сложнее, чем получить одобрение кредитной комиссии банка на выдачу кредита. Наибольшим спросом у резидентов пока пользуются территории, на которых действуют ОЭЗ промышленно-производственного типа. На начало 2014-го здесь создано 6871 рабочее место, а заявленный объем инвестиций достиг 217 млрд рублей.
Менее всего в России востребованы зоны туристско-рекреационного типа. На начало года сюда пришли только 38 инвесторов, было создано 151 рабочее место, а заявленный объем инвестиций составил 58,6 млрд рублей. "С туристскими зонами сегодня сложная ситуация. У них самый слабый льготный режим из-за того, что нет специального таможенного режима. Плюс развитие этого типа ОЭЗ требует серьезных инвестиций в инфраструктуру", - считает Моисей Фурщик, глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике. Специальный таможенный режим, преимуществом которого пользуются все типы ОЭЗ, кроме туристских, заключается в отсутствии НДС и пошлины на ввозимое оборудование при импорте и возможности возмещения НДС на ввозимое с остальной территории страны оборудование, комплектующие и материалы.
По словам Владимира Рудашевского, зампреда Комитета РСПП по промышленной политике, полностью потенциал российских ОЭЗ пока не использован. Вообще, согласно мировому опыту, об эффективности ОЭЗ можно говорить только по истечении 10-15 лет. С этим согласны и большинство резидентов экономических оазисов. Согласно результатам исследования, подготовленного компанией "ФОК", 43,8% опрошенных респондентов считают ОЭЗ важным, но пока не очень заметным сегментом российской экономики, 37,9% респондентов уверены, что ОЭЗ - это реальные точки роста экономики, но пока не очень масштабные, 13,8% опрошенных считают зоны крупным сегментом экономики.
Согласно тому же опросу, решающим фактором при принятии решения потенциальным резидентом о своем базировании в той или иной ОЭЗ является наличие качественной инфраструктуры (89%). Сегодня сложилась ситуация, когда в зонах одного типа инфраструктура налажена лучше, а в зонах другого типа - хуже. По мнению экспертов, разделение ОЭЗ на типы в свое время было не совсем верным решением, и сегодня в Госдуму внесен пакет поправок, которые "убирают" типологию зон. Резидент сможет базироваться в любой ОЭЗ на свой выбор вне зависимости от вида своей деятельности. По словам Игоря Марчева, законопроект может быть рассмотрен в Госдуме уже этой осенью.
За девять лет действия федерального законодательства, регулирующего деятельность ОЭЗ, поправки в него вносили четыре раза. "Может показаться, что это много, но каждый раз поправки несли положительный эффект для резидентов и управляющих компаний ОЭЗ", - сказал Алексей Истомин, заместитель генерального директора по взаимодействию с инвесторами ОЭЗ "Липецк".
Всего в мире создано более тысячи особых экономических зон. Рекордсмены в этом вопросе Китай и США. В развитых странах ОЭЗ создаются для того, чтобы подтянуть отстающие отрасли экономики, в развивающихся наоборот - это точки роста экономики. По объему предоставляемых льгот резидентам особых экономических зон Россия пока далеко не передовик. Здесь нам еще есть куда расти, уверен Моисей Фурщик.