- Госдума уже рассматривала один федеральный законопроект о ГЧП, он был одобрен, но вряд ли скоро вновь будет вынесен на обсуждение, - считает партнер международной юридической компании Dentons Глен Коллини. - Да и закон о концессиях, на основе которого сейчас выстраивается работа, изначально был не очень хорошим. В него со временем вносили 12 блоков поправок. Правда, последний пакет изменений был очень конструктивным, и международные инвесторы их приветствовали.
Европейские аналитики в первую очередь отмечают такой позитивный момент: теперь бизнес-структуры, участвующие в организации проекта, могут передавать свой контракт другим организациям-подрядчикам без проведения тендеров. Ведь были случаи, когда компании тратили по несколько миллионов долларов, не имея никаких гарантий, состоится ли конкурс вообще. Другая важная новация - возможность заключать прямые соглашения с консорциумом банков, финансирующих проект, при участии государства. Таким образом минимизируется угроза объявления дефолта при отсутствии своевременных поступлений платежей.
Однако в российском законодательстве, по мнению Глена Коллини, остается еще одна существенная проблема. В стране до сих пор нет закона, регулирующего выпуск инфраструктурных облигаций. Подобный инструмент широко используется в Европе и Америке. В случае его принятия не только государство, но и регионы и муниципалитеты могли бы выпускать подобные облигации.
Кстати, на прошедшем в Уфе форуме инвесторам предлагалось несколько идей, которые в перспективе можно реализовать именно в формате государственно-частного партнерства. Большинство из них было связано с дорожным строительством, отдельно рассматривались перспективы строительства в Башкирии грузового порта "Агидель", имеющего хороший логистический потенциал.
- Именно при реализации подобных сложных проектов механизм облигаций дает отличные возможности для продолжительного финансирования, тем более что стоимость можно разнести по времени, - отметил Глен Коллини.
По словам специалиста по ГЧП Европейского банка реконструкции и развития Жана Александра Бланшарда, сейчас в коридорах Госдумы обсуждается поправка, которая может внести очередные заметные улучшения в закон о концессиях.
- По закону о концессиях в России сейчас используется схема, которая позволяет реализовывать проекты прежде всего в сфере дорожного строительства, - анализирует ситуацию Бланшард. - Поправка же позволяет активнее внедрять механизмы ГЧП и в других секторах экономики, например, медицине, образовании.
С тем, что с федеральным законом о ГЧП сложилась непростая ситуация, согласен и председатель совета директоров российского "Транспроекта" Виталий Максимов. Этот нормативный акт был рассмотрен в Госдуме уже год назад, с тех пор заметных глазу подвижек нет. А ведь в законопроекте продолжается спор двух разных точек зрения. С одной стороны, закон хотят сделать максимально сжатым, чтобы открыть простор для принятия решений в регионах. С другой стороны, более консервативные законотворцы стремятся максимально регламентировать все нормы "сверху".
- Поэтому ожидание новой версии нормативного акта вызывает двойственные чувства, - не стал скрывать своих опасений Максимов. - Надеемся, что все-таки победит первая точка зрения. В России сейчас принято уже около 70 региональных законов о ГЧП, они разного качества, но на их основании вполне можно заниматься реализацией проектов.
Что касается региональных законов, то участники обсуждения не оспаривали тот факт, что здесь все-таки самое главное - политическая воля субъектов РФ. Если она присутствует, то и проекты будут успешными. И очень важна для инвесторов предсказуемость регионов, понимание того, какие приоритеты существуют у власти на местах. Правда, есть еще один вопрос, который волнует потенциальных инвесторов, - качество предлагаемых ГЧП-проектов.
- На перспективные идеи деньги есть, я слышал об этом от представителей многих крупнейших банков России и Европы, - утверждает Жан Александр Бланшард. - Проблема в другом - нет госпроектов, которые бы годились для такого финансирования. Да, есть хорошие замыслы, но очень часто подготовительная работа не проводится на том уровне, чтобы проект стал понятен как частному инвестору, так и банку.
- То есть инвестпроекты не очень хорошо структурированы, - поддержал своего коллегу региональный директор по Восточной Европе компании Atrafin Тадеус Вульф. - И причина здесь в том, что разработчики не хотят нанимать финансовых консультантов, юристов, банкиров, специалистов, способных преобразовать рабочий проект в продукт, который можно продать банкам. Необходимо сначала понести определенные расходы, прежде чем он вызовет профессиональный интерес. И речь здесь идет не об "упаковке", а именно о правильном структурировании.
Аналитики сошлись во мнении, что сегодня в России есть проблемы не только в законодательной базе, но и в правильном применении других общепринятых в Европе стандартов подготовки ГЧП. Тем не менее и страна в целом и многие регионы, по их мнению, развиваются очень динамично, и перспектив у такой формы сотрудничества становится все больше.
- Политическая ситуация может отклоняться в ту или иную сторону, но я надеюсь, что для бизнеса это не станет помехой, и взаимовыгодное сотрудничество Европы с Россией продолжится и дальше, - закончил дискуссию первый заместитель председателя Ассоциации европейского бизнеса в России Роджер Маннингс.