Пока трудно говорить о том, что это будет за закон, поскольку изменения и дополнения могут существенно изменить его статьи и нормы. Но давайте зададимся несколькими вопросами. Например, какой смысл был в том, чтобы в 2009 году на федеральном уровне через Экспертный совет по законодательству о ГЧП Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и другие федеральные структуры начинать масштабную кампанию давления на региональные власти по принятию ими собственных законов о ГЧП, вместо того чтобы принять один федеральный закон по этой теме. Предметная область всех региональных законов о ГЧП одна и та же - производственная и социальная инфраструктура. Никакой специфики в объектах, подлежащих передаче бизнесу на условиях ГЧП, в регионах нет. Более того, вся деятельность инфраструктурных объектов регламентируется федеральным законодательством. Сейчас такие законы приняты в 67 субъектах РФ. Получается, что на региональном уровне были затрачены на разработку законов о ГЧП значительные бюджетные средства и интеллектуальные ресурсы. Но если будет принят федеральный закон о ГЧП, то все регионы, имеющие аналогичные законы, должны привести их в соответствие с федеральным законодательством, а это новые траты бюджетных средств.
Другой вопрос: каким образом любой федеральный закон о ГЧП, независимо от его текста, будет распространять свое действие на реально функционирующие в стране разнородные объекты, проекты и формы ГЧП, подчиняющиеся своему, во многом специфичному законодательству и разветвленной нормативно-правовой базе. Например, деятельность акционерных обществ с участием государства в их капитале (важнейшая форма ГЧП) регулируется Федеральным законом N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Аренда государственного и муниципального имущества (другая широко используемая форма ГЧП) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и более чем 500 нормативными актами, принятыми Росимуществом. Концессионные соглашения, особые экономические зоны, проекты Инвестиционного фонда РФ реализуются в рамках своего, особого законодательного и нормативно-правового поля. В 2013 году правительство РФ ввело в правовой оборот новые формы ГЧП - "контракт жизненного цикла (КЖЦ)", "долгосрочное инвестиционное соглашение", "операторское соглашение" (распоряжение правительства РФ N 672-р от 24 апреля 2013 г.). Как и зачем писать закон, который бы объединил все эти институционально различные формы? Ведь не случайно именно по причине разнородности форм ГЧП во всех ведущих странах мира отсутствует закон о ГЧП.
Какой формы ГЧП еще нет в России, но именно ее имеют в виду первые лица страны, когда в своих публичных выступлениях говорят о необходимости развития в стране ГЧП? Эта форма - замещение средств бюджетов всех уровней средствами бизнеса при создании объектов государственной и муниципальной собственности. Частично она должна была бы реализовываться посредством концессионных соглашений, но пока этого не наблюдается в массовом масштабе. Но обязательно ли для такой формы разрабатывать и принимать новый закон? Конечно, нет. Для того чтобы ввести в хозяйственную практику подобное замещение, достаточно добавить отдельную главу в Бюджетный кодекс или в закон N 44-ФЗ о контрактной системе. В этих двух самых главных для всех чиновников страны нормативных актах необходимо прописать правила и нормы такого партнерства.
Государству надо перестать заниматься сметами строительства объектов государственной и муниципальной собственности, это не его функция. Исполнительные органы власти должны на конкурсной основе отдавать строительство объектов своей собственности по критерию минимальной цены подрядчику, который сам составит смету, найдет поставщиков и субподрядчиков. А государство, не контролируя смету расходов, будет контролировать только качество создания объекта по существующим нормам и правилам. И в случае приемки работ выплачивать из бюджета (а возможно, и за счет пользователей объекта) средства, зафиксированные в контракте на строительство. Конечно, при этом придется не только дополнять БК РФ и закон N 44-ФЗ, но и менять их идеологию в части инвестиционных затрат государства.