Работа форума пройдет в 16 разных секциях, где будут обсуждаться самые разные темы, связанные с повышающейся ролью университетов в мире: от экологических аспектов устойчивого развития до эндаумент- фондов. Особое внимание эксперты уделят вопросам университетских рейтингов, сетевому образованию, взаимодействию бизнеса и высшей школы.
- В России сейчас в университетах учится около 65 процентов студентов, такое массовое образование несет угрозу качеству университетских знаний , и это проблема всех развитых стран , - подчеркнул в своем выступлении Дмитрий Ливанов. - Сейчас от выпускников требуется не только обладать знаниями, но и уметь действовать. Это тоже вызов для университетов, так как ставит в каком-то смысле под сомнение университетский диплом.
Дмитрий Ливанов рассказал о задачах, которые стоят на ближайшее время перед российскими университетами. Это развитие дистанционных технологий, создание новых образовательных программ, которые позволят к 2020 году подготовить 25 млн. высококвалифицированных специалистов, значительное повышение их конкурентоспособности в мире.
- Сейчас мы развиваем сетевой университет стран СНГ, идут разговоры о создании сетевого университета стран БРИКС, - рассказал министр.
Многие российские вузы уже используют и сетевое обучение, и дистанционные технологии, которые позволяют, например, студентам МГИМО слушать лекции американских профессоров, не выезжая за пределы Москвы.
По мнению ректора МГИМО Анатолия Торкунова, сейчас для университетов наступил новый этап международного сотрудничества, когда студенты имеют возможность учиться у лучших профессоров практически из любой страны мира и получать дипломы, которые имеют равный вес во многих странах.
- В МГИМО есть англоязычные, испано-язычные, франкоязычные программы, которые очень востребованы у студентов. Сейчас мы открываем две лаборатории американских политологов, которые будут работать в наших университетах, в том числе с помощью дистанционных технологий, - пояснил Анатолий Торкунов.
Кроме того, в МГИМО создана одна из самых успешных моделей взаимодействия вуза и бизнес-сообщества, работает эндаумент-фонд, который существенно поддерживает вуз.
Ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что с XVI века в Европе до наших дней дошли только 66 зданий: две церкви, два парламента и 62 университета.
- Так что роль университетов будет расти и дальше, - уверен Садовничий.
По его мнению, из-из изменений в мировой демографии получилось так, что некоторые университеты оказались расположены не там , где они нужны. Европа стареет, а университетов там много, Азия молодеет, но вузов с традициями там не так много. В такой ситуации надо иначе смотреть на традиционные методики преподавания и развивать дистанционные. Тем не менее, по словам Садовничего, только фундаментальное образование может быть основой для дальнейшего переобучения человека.
Большой интерес у иностранных ректоров вызвал проект МГУ по созданию высокотехнологического кластера "Воробьевы горы". К слову, вопрос по кластеру задали китайцы. Ректор пояснил, что в этой необычной научно-производственной зоне будет сделан упор на развитие нанотехнологий, информационных технологий, робототехники, исследованиях космоса, наук о земле и гуманитарных исследованиях, к примеру, в области философии.