Напомним, что во вторник "Российская газета" опубликовала материал под названием "Байкерам закрыли въезд". В нем рассказывалось о ситуации, сложившейся в столице в результате сложного толкования действующих законов. В результате большинство владельцев двухколесной техники оказались вне закона и не могли поставить на учет купленные на собственные средства мотоциклы. Надо сказать, что автомобилистов это тоже касалось.
Причина отказа - пункт 17 паспорта транспортного средства. В нем должен быть указан либо номер оценки соответствия единичных транспортных средств, либо номер сертификата о соответствии безопасности колесных.
Дело в том, что новой мототехники в Москву ввозится намного меньше, чем подержанной. По неофициальной статистике, на один новый мотоцикл приходится 25 "бэушных". Именно на них и распространяется требование о сертификации. Госавтоинспекция Москвы дала разъяснения, суть которых в том, чтобы запретить ставить такую технику на учет.
Надо сказать, что в соответствии с Таможенным кодексом, а также разъяснениями ЕЭС на этот счет, требование о сертификации не распространяется на уже выпущенные на территории РФ транспортные средства. Также процедура не требуется, если частное лицо осуществило ввоз техники самостоятельно и для личного пользования. Третье исключение касается товаров, бывших в употреблении.
Паспорта выдает именно таможня, а импортер обязан предоставить специальные документы о том, что техника уже находилась в эксплуатации на территории какого-либо государства, или сертификацию по безопасности. Физлиц это не касается. В первом случае в 17-м пункте будет записано "отсутствует", во втором - номер документа. У физлиц будет слово "отсутствует". Но столичная ГИБДД посчитала, что требование распространяется только на таможню. А для постановки машины на учет будьте добры предоставить свидетельство о безопасности. Более того, на основании отсутствия этого свидетельства в некоторых столичных подразделениях отказывались ставить на учет уже ранее регистрировавшиеся транспортные средства.
И вот Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России дало свои разъяснения на этот счет. Согласно им, подразделения должны регистрировать любую технику, независимо от того, что написано в 17-й графе ПТС. Однако, если там нет номера соответствующего документа, ГИБДД, выдав регистрационный документ и номера, займется проверкой законности существования этого мотоцикла или машины на территории России. Если в результате окажется, что с техникой не все в порядке, то ГИБДД аннулирует регистрацию этого транспортного средства.
Благодаря этим разъяснениям проблема с постановкой на учет вроде бы решена. Однако остались некоторые вопросы. Например, в разъяснениях говорится, что если в пункте 17 написано слово "отсутствует", то в "особых отметках" должна быть написана причина, по которой этот пункт не заполнен. В таможне говорят, что "особые отметки" прописываются только в том случае, если машина завезена с территории союзного государства, то есть Казахстана или Беларуси. В остальных случаях заполнять эту графу нет законных оснований.