Наша общая цель - сделать Российскую Федерацию процветающей страной, в которой живут свободные люди, гордые своей историей, своим настоящим, уверенно смотрящие в будущее. Достичь ее можно лишь на путях общественного согласия, складывающегося на основе уважения достоинства человеческой личности, различных политических убеждений, национальных, культурных и религиозных традиций.
Во имя общественного согласия Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, Общественная палата при Президенте Российской Федерации, политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения, религиозные объединения,
действуя в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, ставя общие интересы выше групповых, партийных, ведомственных, региональных, исключая возможность разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах, заключают настоящий Договор.
I. Достижение политической стабильности в обществе.
II. Преодоление социально-экономического кризиса.
III. Упрочение федеративного устройства.
IV. Национальные отношения.
V. Безопасность гражданина и общества.
VI. Нравственность, наука, образование и культура.
VII. О реализации настоящего Договора.
VIII. Ответственность Сторон, подписавших настоящий Договор.
IX. Процедура подписания Договора.
X. Срок действия Договора и условия присоединения новых Сторон
XI. Заключительные положения.
Из текста "Договора об общественном согласии" 1994 года.
Полный текст договора и обсуждение темы читайте в последнем номере журнала "Родина" (N 5 за 2014 год)
Может ли договор общественного согласия остановить гражданскую войну по поводу истории XX века?
Андрей Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), вице-президент Российской ассоциации политической науки:
- В 2014 г. мир отмечает 100-летие начала великой войны. Ее результатом стала серия революционных потрясений в разных точках земного шара. На пространстве русского мира эти потрясения приобрели катастрофический характер. Революция 1917 года, прервав стремительное поступательное развитие страны, привела к братоубийственной гражданской войне, физическому уничтожению миллионов соотечественников, оказавшихся по разные стороны баррикад, почти полному разрушению основ материальной и традиционной духовной культуры. Почти четверть века, прошедшие с момента крушения Советского Союза, не принесли российскому обществу успокоения в отношении к историческому прошлому. Общественное сознание по-прежнему раздирают взаимоисключающие оценки, в большинстве своем спекулятивного толка, игнорирующие логику исторического процесса, факты и документы. Отдельные медиаперсоны продолжают вносить раскол в российское общество в вопросе отношения к историческому прошлому, в зависимости от идеологических пристрастий акцентируя внимание либо на его трагических страницах, либо исключительно на победных. История любой страны содержит в себе и взлеты, и падения. Извлечь уроки из побед и поражений, инструментализировать исторический опыт - вот актуальная задача для всех конструктивных общественных сил. Именно так возможно достигнуть национального примирения по отношению к великим революциям 1917 года. Общество должно извлечь главный урок из событий столетней давности: нет социальных идеалов, достижение которых способно оправдать использование методов полномасштабного социального противостояния, брато-убийственной гражданской войны.
"Они любили Испанию" - эта эпитафия упокоила всех погибших участников гражданской войны в Испании в общей "Долине смерти", а "пакт Монклоа" примирил их потомков.
Согласование российской Хартии национального примирения и согласия может и должно быть провозглашено целью общественного диалога. Национальное согласие не означает забвения исторического прошлого, но предполагает отказ от культивирования чувства социальной розни и эксцессов социального противостояния. И начать этот общественный диалог стоит именно в 2014 году, когда мы отмечаем столетие начала Великой войны, ставшей прологом Великих потрясений. 2017-й год должен подвести черту под веком двадцатым, открыть новую страницу развития страны.
Может ли договор общественного согласия остановить гражданскую войну по поводу истории 20-го века?
Сергей Шаргунов:
- Я думаю, что историческая дискуссия может быть вполне плодотворной. И расхождения в оценках любого периода в отечественной истории - это не только не страшно, но нормально и полезно. Что плохого, когда люди любят Россию, желают ей блага и с разных ракурсов рассматривают то или иное событие. Вообще подробное изучение прошлого, знание разных ее персонажей - это только во благо. Другое дело, если люди смотрят на собственную историю через заданные шаблоны. А у нас этот шаблон - критичность в купе с прогрессивным подходом. Почему-то принято воевать со всеми без исключения периодами своего прошлого. Но ведь беда в том, что так называемые "прогрессисты" не "красные" и не "белые", они обвиняют во всех смертных грехах советских людей, советское прошлое, но при этом к главному лозунгу белого движения "За Россию - единую и неделимую!" тоже не имеют никакого отношения. И так же как Советский Союз называют дореволюционную Россию тюрьмой народов. Это равнодушие к собственной стране, с моей точки зрения, неприемлемо.
Проблема полузабытого, театрализованного подписания договора 1994-го года состояла в том, что от этой церемонии, по сути, отсекались искренние и патриотичные силы, а сама по себе, она маскировала тогдашний олигархический уклад. И что особенно важно - под договором не было живого начала. Он положил начало утверждения симулякров в российской политике.
Настоящий общественный договор должен строиться на искреннем, неравнодушном подходе ко дню вчерашнему, сегодняшнему и завтрашнему. Без понимания всех социально-политических связей, логики всех самых разнообразных сил истории сложно представлять и образ будущего. Ничего не получится, если кого-то выводить на авансцену, а кого-то задвигать в тень.
Мне кажется, что в какой-то степени "красные" и "белые" в России уже договорились. Представления тех и других о сильной стране и народе так или иначе уже освоены, переварены и сплавлены. И Котовский, и Деникин - часть нашей родной истории. Для меня это стало абсолютно ясно особенно сейчас во время работы над биографией прекрасного русского и советского писателя Валентина Катаева. Это не только первоклассный стилист, но и человек, в чьей судьбе состоялся, в сущности, этот трагический, но важный общественный договор. На примере его жизни видишь, как в отечественной истории переплетались и сплавлялись абсолютно разные по судьбе и духу периоды и силы. Валентин Катаев был и красным и белым, героем социалистического труда и царским офицером, которого большевики приговаривали к расстрелу! Зачастую вынужденно, но эта вынужденность превратилась в его жизни в искренность, поэтому с самых юных лет он писал превосходную литературу. Другой пример, договора в жизни великого человека - примирение с самим собой у Льва Николаевича Толстого. Боевым офицером сражался он в Севастополе, а под старость выступал против всех войн. Однако эта "противоречивость" не помешала ему стать символом великой русской литературы, а, значит, и великой России.
Подготовила Елена Новоселова