28.04.2014 00:21
Общество

Андрей Максимов: Дети не видят связи между знаниями и сдачей ЕГЭ

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №96 (6368)
Мы, взрослые люди, как рассуждаем? Ограниченно. Нам кажется, что мы - хозяева этого мира, а дети - гости. Мы знаем законы этой жизни, а они - нет. Поэтому мы, конечно, должны детей наших учить, поучать, воспитывать и наказывать.
Читать на сайте RG.RU

А то, что младенец - посланник того мира, в который мы, в конце концов, уйдем, - это все философская лирика. И если не ограниченно смотреть на жизнь, то хозяева ее как раз - дети, а мы - гости. То, что нам неплохо бы поучиться у маленьких детей искренности, отсутствию фальши, общительности, умению общаться с природой - это все милые интеллигентские завихрения. Ну как же взрослый будет учиться у детей? Да что вы!

Еще в начале XIX века младенец представлялся существом, которое - внимание! - может стать человеком. А может - и не стать. Ведь и задуматься: что есть в младенце от человека? Он ползает на четырех лапах, издает нечленораздельные звуки, не умеет ходить в туалет и, что самое главное, не знает, Кто Такой Бог... Вот вырастет - станет человеком, а пока...

Нынче отношение к младенцам, конечно, не столь суровое. Но вот этот вывод: "вырастет - станет человеком, а пока..." - всерьез характеризует наше отношение к подрастающему поколению.

Решая проблемы молодых, мы, взрослые, очень любим кичиться своим опытом. Мы же дольше живем - значит, лучше знаем, как жить, - такова наша логика. Да, безусловно, у нас есть некий опыт, но, глядя на то, сколько не гармоничную жизнь мы построили, нам, взрослым, по-моему, стоит быть скромнее.

Куда там! Мы все знаем! Мы решаем! Мы, взрослые, конечно, лучше знаем, как детям учиться и как нам, взрослым, оценивать их знания.

На этой неделе прошли пробные и начались досрочные сдачи ЕГЭ.

Нашим десятиклассникам - 16-17, а то и 18 лет. В этом возрасте они несут уголовную ответственность. Многие из них уже познали, что такое любовь во всех романтических и не романтических смыслах. Большинство из них разбирается в гаджетах лучше, чем их родители.

Однако, как только наступает время ЕГЭ, выясняется, что эти выпускники - придурки, которые совершенно не хотят честно учиться, а думают лишь о том, как бы списать.

Весной государство, по сути, объявляет войну собственным детям. Дети думают, как бы так получше списать, а государство - как бы им этого не позволить.

Дети списывают с мобильников - государство отбирает мобильники. Дети посылают вместо себя студентов - студентов изобличают. Дети открывают в Интернете специальные ресурсы - в этом году Рособрнадзор закрывает 300 ресурсов. И чтобы вообще все вопросы решить разом, государство устанавливает около 30 тысяч видеокамер, дабы следить, как идет сдача экзаменов.

Что до меня, то я бы лично с удовольствием установил видеокамеры в министерстве образования, чтобы узнать, что они там делают. И в некоторых других министерствах - тоже. Чем плох такой контроль?

Но - нельзя. Потому что в министерствах люди взрослые, ответственные и проч. А тут - дети. "Семнадцатилетние недолюди"... Их контролировать можно. И нужно.

Может, мы - мудрые, опытные, ответственные взрослые - задумаемся: а почему так много лет идет эта война? Почему дети не хотят честно сдавать экзамены?

Один ответ я знаю: потому что дети - ленивые дураки. Им проще списать, чем выучить. Но если так, то это, на самом деле, приговор всей системе образования. Если дети, отучившись одиннадцать лет, не осознают необходимость знаний, то так ли уж важно, как они сдадут ЕГЭ? Люди, которые не видят связи между своими знаниями и своим будущим делом, не очень готовы к будущей жизни.

Но есть и еще один ответ: дети не видят связи между знаниями и сдачей ЕГЭ; между сдачей ЕГЭ и своей будущей работой. Для них сдача ЕГЭ - это тяжелая формальность, которую надо пройти, а дальше заниматься тем делом, к которому лежит душа.

Может, не стоит бесконечно воевать с детьми? Может, отнестись к ЕГЭ не как к некоей самодостаточной истории, которую надо непременно провести, уже коли есть такое решение? Может быть, отнестись к нему, как к зеркалу, которое очень явственно отражает проблемы нашего образования? И задуматься...

Я часто выступаю в школах. Я руковожу курсом в институте и постоянно встречаюсь со вчерашними выпускниками. Так вот я не видел ни одного школьника, который бы считал, что ЕГЭ - это экзамен, который реально отражает уровень знаний ученика. Все относятся к нему, как к испытанию нервов, изворотливости, находчивости, удачи, но только не как к проверке знаний.

Нам пора уже перестать размышлять-рассуждать о том, хорош или плох ЕГЭ. Потому что экзамен - это не более чем оценка знаний. Куда важнее: как эти знания даются. Куда важнее разобраться, почему большинство наших школ не учат детей учиться, почему выпускники не понимают, что они учатся не для оценки, не для родителей, а для себя. Почему большинство школ не помогает своим ученикам выбрать призвания. А ведь если человек сдал все ЕГЭ на отлично, но не знает, чем ему дальше заниматься в школе, - это несчастный человек.

Нам надо бы не бороться с детьми, не доводить их до психических расстройств на ЕГЭ, а поговорить с ними всерьез о том, какой они бы хотели видеть школу, как бы они хотели учиться, какими бы они хотели видеть экзамены.

Поговорить серьезно. Как со взрослыми людьми.

Но - куда там! Следить и биться с подрастающим поколением куда легче...

Семья и дети Образование