29.04.2014 00:35
В мире

В Азербайджане набирает популярность этнотуризм

Туриндустрия Азербайджана выходит на уровень масштабных региональных проектов
Российская газета - Азербайджан: №97 (6369)
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для знакомства с историей, культурой, обычаями и духовными ценностями страны и ее народа. Кроме того, помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов формирования благоприятного имиджа страны, роста ее авторитета в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Читать на сайте RG.RU

Азербайджан находится на стыке Востока и Запада, имеет выгодное географическое и геополитическое расположение, чудесный климат, прекрасную инфраструктуру, и было бы крайне неблагоразумно не воспользоваться всеми перечисленными благами. Сегодня в стране функционирует свыше двухсот туристических компаний. Для азербайджанской туриндустрии это, конечно, многовато, но мы вступили в рыночную экономику, когда нет единого регулирования цен и выживают только те, кто в состоянии соответствовать конъюнктуре рынка, гибкой ценовой политике, расширить номенклатуру услуг дополнительными опциями. Не случайно поэтому кроме традиционных видов туризма, а также ставших остромодными в последнее время бизнес- и экотуризма в стране появилась еще одна разновидность туристической индустрии, способная представить Азербайджан, его культуру, историю и традиции, - этнотуризм. Я бы сказал, что это не только познание ценностей, но и в то же время большая дипломатия и патриотизм.

Приведу пример. У иностранных туристов, посещающих Азербайджан, уже не первый год неизменным успехом пользуется уникальный тур к долгожителям в южную зону страны - Лерикский район. Именно здесь в горах проживают свыше ста человек в возрасте более ста лет и примерно пятьсот долгожителей, которым исполнилось 90 лет и больше. Основная цель такой работы, естественно, - пропаганда азербайджанской культуры, истории, традиций, экономического потенциала страны. Мы обязательно будем пропагандировать и Навруз-байрамы, и национальную игру човган, вошедшие в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, привлекая для этого все ресурсы - отечественных и зарубежных туристов, наших партнеров, каталоги, рекламу на ТВ, Интернет и др. Уверен, что в перспективе ни один масштабный региональный проект не будет осуществляться без участия Азербайджана.

Древнее и разнообразное культурное наследие азербайджанского народа - это уникальное явление, которое на протяжении многих столетий служит основным источником формирования национального менталитета и сознания. Оно объединяет в себе достижения народного творчества, сохранить и приумножить которое - задача всех граждан страны.

В прошлом году министерство культуры и туризма, наш главный партнер, приступило к реформам по сохранению и поддержке нематериального культурного наследия Азербайджана с учетом опыта передовых стран мира в области культурной политики. В этой связи подготовлены и уже работают соответствующие госпрограммы. Одна из них - программа столиц народного творчества на 2010-2014 годы, которая предусматривает пропаганду нематериального наследия Азербайджана, его восстановление и охрану. В рамках программы города Азербайджана поочередно объявляются столицами национального фольклора, ремесла, краеведения. В прошлом году ими стали, например, Загатала, Хачмаз и Гейгель.

Новую страницу в развитии внутреннего туризма открыло внедрение практики выдачи онлайн-визы. Об этом было объявлено в ноябре 2012 года, а с апреля 2013-го существенно увеличился поток туристов в страну.

Безусловно, набирает популярность и бизнес-туризм. В Азербайджане в последнее время стали проводить много международных мероприятий - гуманитарных форумов, сессий ЮНЕСКО, саммитов по межкультурному диалогу, по завершении которых иностранцы остаются еще на несколько дней, берут тур и знакомятся со страной. В этой работе активно участвуют и наши волонтеры, как правило - студенты Института туризма. Это очень хорошая практика для них, будущих профессионалов. Ведь в рамках развития туристической индустрии предоставляется уникальная возможность для ненавязчивой пропаганды природных ресурсов страны, ее истории, культуры и обычаев. И заниматься ею должны не дилетанты, а профессионалы.

Руслан Гулиев, глава компании Millennium Tourism & Congress DMC

Справка "РГ"

Ежегодный прирост турпотока из России в Азербайджан составляет в среднем 10-15% (порядка 1 млн посещений в год). Увеличению въезда во многом способствуют безвизовый режим между странами и отсутствие языковых проблем. Прямые рейсы в Баку осуществляются из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары и других городов. Воздушное сообщение налажено и со вторым по величине городом Азербайджана - Гянджа. Рядом с ним находится знаменитый еще с советских времен курорт Нафталан. По данным отеля Chinar Hotel & SPA Naftalan 5*, количество российских отдыхающих на курорте Нафталан растет год от года: в 2012 году отель принял 1000 гостей из России, в 2013 году - 1350 человек. Как правило, россияне останавливаются на две недели, этого времени достаточно, чтобы принять курс из 8-10 нафталановых ванн. Глава московского представтельства Министерства культуры и туризма Азербайджана Татьяна Лучкина, отмечает рост интереса со стороны корпоративных клиентов. В Баку открыты отели основных люксовых цепочек: Fairmont, Four Seasons, Hilton, Kempinski, Marriott. По статистике RATA-news, отель JW Marriott Absheron Baku 5* в 2013 году принял свыше 4 тыс. россиян, в основном - с деловыми целями от компаний, ведущих бизнес в Азербайджане. Большинство из них приехало в Баку в период высокого сезона.

Азербайджан