Все дело в том, что в цену входит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поделился с обозревателем "РГ" ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "В итоговой стоимости его доля около 20 процентов, и именно эти проценты и вызывают колебания, а вернее, рост стоимости топлива", - заявил он.
Почему так происходит?
Величина налога, объясняет эксперт, напрямую связана с ценой на нефть на мировом рынке. Стоимость нефти определяется в долларах, а сам налог исчисляется в рублях. Если рубль дешевеет по отношению к валюте Нового Света, то соответственно и цена на бензин растет.
"Можно ли стоимость бензина отвязать от колебаний валют?", - спрашивает Рустам Танкаев. И сам отвечает: "Конечно можно! Нужно, чтобы величина НДПИ не зависела от цены на нефть на мировом рынке. А всю прибыль необходимо заложить в таможенную пошлину на нефть. Экспертное сообщество, кстати, предлагает такой путь решения проблемы с 2008 года".
Причем последнее время ситуация становится все более угрожающей, уверен собеседник "РГ".
"Уже сейчас уровень цен такой, что он чувствителен для населения и промышленности. Количество денег, которые промышленность и граждане страны готовы потратить на топливо, фиксировано. И если цены больше ожидаемого максимума, то темпы роста промышленности падают", - считает он.
"Стоимость бензина постоянно растет, и его объемы потребления на внутреннем рынке падают, это становится заметным. И очень вредным для экономики", - считает Рустам Танкаев.
Стоимость топлива растет уже довольно давно. Росстат накануне обнародовал статистику за март 2014 года, по которой за первый месяц весны она возросла на 5,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом цены на бензин увеличились в 75 регионах России. И лишь в 7 регионах цены остались прежними. А снижение было отмечено лишь в Магаданской области, и совсем небольшое - на 0,3 процента. Статистическое ведомство, кстати, отчиталось и за то, во сколько раз цены "на пистолете" оказались больше отпускных цен на НПЗ. Разница довольно велика - в 1,9-2,2 раза.
Апрель тоже не порадовал остановкой роста. Первые три недели рост потребительских цен на бензин составлял по 0,2 процента. Стоимость 1 литра бензина в среднем по России на 21 апреля выросла на 5 копеек - до 31,43 рубля. Цена за литр бензина марки А-76 (Аи-80) повысилась до 28,86 рубля, бензин марки Аи-92-93 подорожал до 30,36 рубля. Высокооктановое топливо (Аи-95 и выше) продемонстрировало такую же динамику, поднявшись в цене до 33,37 рубля.
При этом увеличение цен на бензин зафиксировано в 37 центрах российских регионов, а удешевление бензина произошло в 4 центрах субъектов. Надо сказать, что по годовой динамике цен оценки самые разные. С одной стороны, эксперты рынка говорят о том, что повышения не избежать - на это влияет и инфляция, и налоговые изменения, и периодический рост акцизов.
В то же время Федеральная антимонопольная служба в лице начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрия Махонина констатировало, что не видит объективных предпосылок к резкому росту цен на топливо. "Если такой рост будет, можно будет говорить о нарушении законодательства", - отметил он.
Хотя в антимонопольном ведомстве также считают, что некоторый рост цены бензина на внутреннем рынке объясняется инфляцией, началом плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и грядущим сезонным увеличением спроса на автомобильные топлива. При этом замминистра энергетики Кирилл Молодцов в январе 2014 года отмечал, что рост цен на бензин в 2014 году не превысит инфляцию - 4,5-5,5 процента.В то же время определенная надежда на то, что стоимость может на некоторое время зафиксироваться, существует. В последнее время рост курса доллара и евро по отношению к рублю более-менее стабилизировался, серьезный скачок остался позади, напоминает Рустам Танкаев. "А с учетом того, что задержка между колебанием рубля и ценой топлива на бензоколонке составляет около двух месяцев, к середине лета можно ожидать, что динамика роста цен несколько поутихнет", - резюмировал он.